Интервью

Александр Дугин о МХАТе: «Это такая живая лаборатория театра, но это очень долгий процесс»

В одном из своих интервью Александр Дугин когда-то сказал, что самое страшное для философа – это банализация, упрощение и тем самым извращение его идей. К сожалению, в современной России с воззрениями автора «Четвертой политической теории» именно это и происходит. Ему приписывают апологию тоталитаризма и обвиняют его в отстаивании крайне правых взглядов. Обыватели и критики при этом совершенно игнорируют тот факт, что Дугин – не политик, а мыслитель. Даже не только потому, что написал и опубликовал десятки книг. Дело в том, что ему всегда были близки люди искусства, а не сильные мира сего. Именно в созидании, в творчестве он видит путь к общественному прогрессу, к русскому Возрождению.

Некогда соратником Дугина был писатель Лимонов, испытавший значительное влияние философа. Теперь Дугин пытается заронить семя новой России в театральную почву на площадке МХАТа. О роли современного театра мы и поговорим сегодня.

«ВН»: – Александр Гельевич, вы фактически работаете во МХАТе. Ваша театральная деятельность в чем состоит? Как вы участвуете в современном театре сегодня?

– В современном театре я, конечно, не участвую. Я очень близкий друг Эдуарда Боякова. То, что происходит со МХАТом, для меня очень важно. Я участвую в «Новой Школе МХАТа», которую делает театр вместе с университетом «Синергия». Я там веду курсы театральной онтологии и антропологии. Собственно, меня интересует театр как явление, как форма бытия, как послание определенное. И это для меня далеко не безразлично, потому что театр представляет собой некую лабораторию культуры и духа.

В театре сходятся все виды искусства, театральное искусство – это тотальное искусство. В нем есть музыка, танец, поэзия, литературный сюжет. Это искусство, которое вбирает в себя всё.

Искусство и культура – это и есть человек, человеческий дух. Я не вижу в человеке ничего, кроме культурного и духовного начал. Сократ говорил в одном из диалогов, в «Алкивиаде», когда его спросили о том, что такое человек: «Человек – это душа». И всё. Он не говорит «душа и тело», потому что тело есть не только у человека, но и у каких-то других существ: у обезьян, у свиней, львов, каракатиц. Человека делает человеком не тело, а именно душа.

Театр – это о душе. Театр – это о духе. И поэтому, конечно, в этом средостении человеческой культуры, которым является театр, определяется все самое главное.

Это и есть, по большому счету, код культуры. Он творится в театре, он осмысляется в театре, он транслируется и постигается в театре. В этом отношении для меня театр представляет собой судьбу человека. Театр – это не какое-то одно из развлечений или направлений деятельности. Человек как таковой реализует себя в театре. Отсюда, кстати, такие интересные явления, как, например, база юридического учения. Личность, персона – так называлась театральная маска. В основе права, как ни странно, лежит театральное представление. Социология вся строится на метафоре театра, метафорах ролей, статусов. Театр имеет прямое отношение к психологии.

Неслучайно психоанализ связан с Эдиповым комплексом у Фрейда. Эдип берется не просто как мифологическая фигура, а как театральная фигура, величайшее произведение Софокла. Иными словами, театр – это о самом главном, для меня это именно так.

Поэтому меня интересует онтология театра, бытие театра, антропология театра, как человек живет в театре. И это является объектом моего самого пристального исследования. У меня было об этом много лекционных курсов. А в последнее время я занимаюсь просто работой со студентами «Новой Школы МХАТа», где мы вместе с ними разбираем и рассматриваем трагиков, истоки театра, онтологию театра, христианские и дохристианские мотивы в театре. Все то, что имеет отношение к театральной глубине. Театр без этой глубины вообще не театр.

Я уделяю этой преподавательской практике, работая со студентами школы МХАТа, очень много времени, а главное – душевных сил. Поэтому для меня театр – это чрезвычайно важное явление.

Однако вы спросили про современный российский театр. Наша цель, моя цель и цель Эдуарда Боякова – возродить театр, восстановить его достоинство, вернуть его к глубинным онтологическим корням. Эту цель ставит и художественный руководитель МХАТа имени Горького, наши единомышленники по «Новой Школе МХАТ» и другие наши друзья, друзья театра. Это очень трудная цель. Ели мы посмотрим на то, чем был театр в последние десятилетия, мы видим, что он стремительно утрачивал свою миссию. Люди жили на переваривании каких-то советских традиций, которые потеряли смысл в новых обстоятельствах. Да и тогда они уже большого смысла не имели, в позднесоветское время.

Либеральные модели, скопированные с Запада, копируются без осмысления. То есть это не Запад, а имитация. То, что происходит на «постмодернистской сцене» – это не искусство постмодерна в России, а это как в цирке считают морские котики или обезьянки ездят на велосипедах. Они повторяют что-то, могут гавкнуть правильно на правильную цифру, но это не говорит о том, что они умеют считать. Эти цирковые трюки не проникают внутрь.

Западная постмодернистская ультралиберальная культура складывалась постепенно, а вернее – вырождалась. И недостаточно просто скопировать результат этого вырождения, не пройдя сам этот процесс. Это не театр, а имитация. И мы в глубочайшем тупике историческом. У нас есть остатки советского театра и у нас есть эта цирковая имитация морских котиков в духе дрессуры. Слабоумные подражатели Запада пытаются сделать то же самое на российской сцене. Это выглядит, в первую очередь, позорно, предельно бездарно. И вот театр каким-то образом рухнул в России, он почти невозможен. Есть талантливые люди, конечно, которые пытаются что-то сделать. Как Анатолий Васильев, еще есть несколько интересных направлений. Но по большому счету, отсутствует парадигма театра.

Отсутствует самое главное – философия театра. И поэтому задача, с которой мы столкнулись в практической реализации восстановления сакральных корней театра, наталкивается на структурные парадигмальные трудности.

Оказывается, что оборвалась та линия культуры, которая существовала в России вплоть до Серебряного века и захлестом докатилась до первой половины советского периода, когда еще были живы люди, получившие досоветское образование с классическим ядром, со знанием греков, философии, трагиков. Все это постепенно исчерпалось, исчезло за горизонтом. А без восстановления этой преемственности, этой связи мы не поймем ни слова ни в Станиславском, ни в ком. Эти люди жили в совершенно другом культурном контексте, они дышали другим воздухом, имели совершенно инаковое представление о значении слов, мыслей. У них был абсолютно иной культурный багаж, которого у нас нет. Их театральные традиции для нас остаются чем-то закрытым. Поэтому и возникла идея сделать акцент на теоретические исследования.

И лишь постепенно, очень аккуратно и осторожно стараясь восстановить такие метафизические основы, истоки театра как такового, античного, настоящего, фундаментального, можно двигаться по времени и пытаться восстановить связь времен.

На практике мы делаем в этом отношении только, как я вижу, первые шаги. Есть очень много удачных результатов, очень позитивного опыта. Трудно здесь ожидать каких-то невероятных вещей, но люди ставят перед собой задачу. Мы пытаемся восстановить это на теоретическом уровне. Но, наверное, это перейдет и найдет свое выражение и в практической плоскости. Конечно, потому что это такая живая лаборатория театра, но это очень долгий процесс. В таком состоянии я эту ситуацию вижу. Театр для меня – это, пожалуй, сейчас самое главное направление, самый центр моего философского, метафизического интереса. Но про театр вне образовательной, учебной практики, которой я занимаюсь, я затрудняюсь сказать что-то определенное.

Меня просто охватывает некоторый ужас, оторопь от того, что называется театром сегодня, в современной России. Это как ужин с идиотом. Есть такая неприятная, очень циничная, человеконенавистническая практика – пригласить глупого человека на ужин и с ним сидеть, вести себя как ни в чем не бывало. А люди, которых пригласили, знают, что его пригласили именно как идиота. Соответственно, он рассказывает какие-то истории, размахивает руками, заказывает себе блюда. А те люди, которые пригласили его, видят это все не так – переглядываются, ухмыляются. То есть перед ними просто дрессированная обезьяна.

Мне кажется, что современный российский театр – это такой сплошной ужин с идиотом. Куда ни придешь, везде становится предельно стыдно за то, что ты видишь. И в консервативной форме, и в так называемой авангардной форме. За редким исключением. Кое-где, конечно, что-то проблескивает. Что-то есть и другое, я не хочу сказать, что это все повально. Но это очень-очень распространено. Нужно разгребать завалы культурного вырождения, в котором мы находимся, кропотливым творческим трудом.

Дмитрий Зуев

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

12 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

19 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

19 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

19 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

19 часов ago