Александр Бабаков: «У нас есть цели, которые сформулированы президентом. Это суверенитет. Ну так давайте к этому суверенитету идти»
О логике и политике Центробанка
Руководству Центробанка РФ не удается найти наиболее эффективную модель развития экономики в сложившихся исторических условиях. Об этом заявил заместитель председателя Государственной Думы Александр Бабаков. По словам экономиста, главный банк страны не только не успевает отвечать на вызовы текущего дня, но и сознательно не учитывает их как фактор.
Александр Бабаков. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
– Почему в продолжение почти 10 лет мы слышим одну и ту же аргументацию одних и тех же людей? Жизнь меняется. Мы живём уже в период СВО. Там не произнесено ни разу выражения СВО, подтверждаю. Даже не произнесено ничего связанного с тем, что вообще-то надо программу Победы как минимум сформировать. И когда президент очень серьёзно говорит о том, что и Центральный банк, и Правительство должны быть как единое целое, потому что они должны формировать общую солидарную ответственность за экономический результат, этого тоже я не обнаруживаю.
Как утверждает заместитель председателя Госдумы, глобализм давно отказался от идеи поглощения России. Но финансовый блок в России до сих пор не отказался от идеи глобализма. Экономический сектор вынужден жить по правилам, которые были связаны с предыдущим периодом.
– Давайте посмотрим, что на самом деле происходит. Да у нас уже темпы роста валового продукта меньше полутора процентов. Это катастрофа. Это катастрофа с точки зрения того, что мы сегодня должны говорить не только о дне насущном, но и о завтрашнем. А где та экономическая основа выполнения социальных обязательств? Я не говорю уже о том, что нам нужно побеждать. И не просто побеждать, а формировать, как уже говорили многократно, такой военный потенциал, который исключит любые нападки на нашу страну. Полтора процента не дают этой возможности. Полтора процента – это обслуживание, условно говоря, того, что создано.
Эльвира Набиуллина. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Действующая политика Центробанка сдерживает развитие всей экономики в целом и развитие отдельных регионов, как считает политик.
– Правительство наработало столько эффективных механизмов. Я был сейчас в Ульяновске, посмотрел, как там частная компания на УАЗе развивает производство. Поддержка там – три процента кредит. Но почему мы переплачиваем за то, что является очевидным? Почему никто из финансового блока не отреагировал? Ну пусть скажут, что это невозможно, что это неправильно, что они категорически против. Но они просто молчат. Это можно делать сегодня – применять эту дифференцированную ставку в зависимости от проектов, отраслей и так далее. Но это же выход. Давайте этим заниматься.
Александр Бабаков напомнил, что по ожиданиям ЦБ «в этом году предприятиям будет свойственна менее динамичная система оплаты труда». То есть реальный доход граждан будет расти меньше.
– Мы не хотим услышать нашего президента? Мы не хотим понять, что не только национальные проекты, не только перспектива развития нашей страны зависят в том числе и от высокой оплаты труда? Ну что мы всё время говорим о дефиците рабочей силы? АВТОВАЗ, КАМАЗ, УАЗ (и можно ещё продолжить этот ряд) – все предприятия объявили о том, что они переходят на четырёхдневную рабочую неделю. Значит, если идти в логике мегарегулятора, надо ещё дотянуть, когда они будут два дня в неделю работать, и тогда дефицита рабочей сил не будет вообще. Ну разве в этом логика?
Александр Бабаков. Фото: пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС
Отсутствие логики, по мнению зампреда ГД, прослеживается и в механизме формирования ключевой ставки.
– Просто грубо посчитаем. 20% ставка была, а инфляцию объявляли около 10%. Сейчас было сказано мегарегулятором, где-то 4-5%, ну 6% максимум инфляция. Давайте остановимся на цифре 4-5%, о которой было сказано. А ставка – 18%. А что такое реальная ставка? 20 минус 10 – это реальная ставка 10. Это мировой рекорд. А теперь 18 минус 5 – это 13. Значит, реальная ставка-то выросла. Может быть, мы будем реалистами и поговорим о том, что надо посерьёзнее относиться не только к заявленному, но и к расшифровке всех этих показателей?
В завершение Александр Бабаков добавил, что России сегодня не хватает координации и единоначалия в экономической сфере, когда не только идут разговоры, но и возникает солидарная ответственность.
– Я уверен, правительство от этого не откажется и не боится этого. Но когда мегарегулятор (в руках которого формирование не только денежной массы, но и стоимости денег, и условия кредитования) влияет на этот процесс и не несёт никакой ответственности, а уходит в сторону, это никуда не годится. Это надо связывать воедино. У нас есть цели, которые сформулированы президентом. Это суверенитет. Ну так давайте к этому суверенитету идти. Расшифруйте, что такое суверенитет. И вы увидите, что там не может быть таких цифр, как полтора процента роста ВВП. Там совершенно другие показатели. Прежде всего, и высокие зарплаты, и производительность труда, и так далее.
Александр Бабаков во всём прав. При этом он ссылается на Путина в подкрепление своих слов, но Путин, судя по всем его выступлениям, полностью принимает то, что ему говорит Набиуллина, и уже дважды продлевал её полномочия на посту председателя Центробанка — его, похоже, всё устраивает. Поэтому все свои слова Бабакову нужно направлять Путину — ЕГО нужно убеждать. Глазьеву это не удалось. По-хорошему, Набиуллину нужно отправлять в отставку, пытаться убеждать её в чём-то — пустое дело.
И вот ведь интересно: на ПМЭФ Путин рассказал, что накануне общался до двух часов ночи с Максимом Орешкиным, — вот, оказывается, кто у него авторитет, на кого времени не жалко. Добился, наверное, грандиозных успехов на своём посту министра экономического развития и теперь советует Путину. Ну так, может, и Бабакову попытаться добиться такой же впечатляющей аудиенции у нашего главного начальника?