Александр Бабаков: «Как мы можем принимать позицию, что у нашей страны отсутствует потенциал роста?»
Китайский путь для российской экономики
Текущий визит Владимира Путина в Китай стал важнейшим событием и проходит на фоне превращения глобального мира в многополярную систему. В этих условиях КНР не только может выступать для России надежным партнером, но и способна поделиться опытом в развитии экономики и внутренней политики. Об этом заявил заместитель председателя Государственной Думы Александр Бабаков.
Китай. Пекин. Китай. Пекин. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на торжественном концерте по случаю 75-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и открытия Года культуры России — Китая в зале Государственного Большого театра Китая. Фото: Сергей Гунеев/POOL/ТАСС
– Мы с вами сталкиваемся с мнением, которое иногда звучит не в явной форме, но многие думают именно так: «Сейчас СВО закончится, Трампа переживём, санкции, может быть, трансформируются во что-то, и всё вернётся». Они не только не хотят услышать нашего президента, но и обратить внимание на происходящее в мире. Ничто не вернётся к тому, что было. И слава Богу! Более того, мы должны из этого делать очень серьёзные выводы. Ведь на самом деле, говоря о множественности экономических моделей, мы должны понять, что лежит в основе этих моделей, – сказал Александр Бабаков.
Как утверждает экономист, через 5−10 лет в мире не просто сформируются макрорегионы, но появятся новые суперэкономики, в основе которых будут лежать совершенно иные возможности, скорости, технологии извлечения, обработки и применения информации, которая станет фундаментом не только управления всем процессом внутри страны, но и во всём мире.
– И когда мы говорим о нашем суверенитете, то наш суверенитет как раз заключается в том, чтобы мы оказались в числе тех стран, которые это сделают. И там будет совершенно иной оценочный фактор, не чисто количественный. В основе целеполагания должны лежать качественные изменения, не только в процессе экономики, но в целом в жизни. Количественные критерии будут иметь значение, но качественные будут прежде всего. Это стиль и образ жизни, это, как мы говорим, комплексное развитие территорий и так далее. То есть это всё то, что делает жизнь человека не просто привлекательной, а превращает страну, где он проживает, в ту страну, ради которой, как говорил наш президент, не жалко ей жизнь отдать.
Александр Бабаков. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Сравнив КНР с Западом, зампред ГД отметил, что Китай сумел, являясь частью глобальной системы, создать экономику, которая на самом деле не пустила этот глобализм внутрь. Китай строит социализм, в основе которого лежит понимание, что экономика – это средство, а цель – это социальная сфера.
– Это полное пересечение с нашим взглядом на эти вещи, более того, наш президент нам неоднократно даёт понять, что он тоже солидарен с этой позицией. Они решили очень много вопросов, но один из ключевых – они давно уже перестали противопоставлять рынок и план, – подчеркнул политик. – Они создали механизм государственно-частного партнёрства не только в экономике, а как модель существования Китая. Им удалось превратить финансовую систему и интегрировать её в общую систему управления экономикой.
Для долгосрочного и планомерного развития экономической системы России необходимо внести коррективы в свою кредитно-денежную политику.
Заместитель председателя ГД Александр Бабаков на пленарном заседании Госдумы / ВН
– Посмотрите, денежная масса – это тот необходимый элемент, который связывает все экономические части общего механизма и позволяет развиваться. Так вот, эта денежная масса сегодня одного Китая равна денежной массе Америки, Европы, Японии. Это 45% всей денежной массы мира, или 300% от китайского ВВП. И посмотрите на взгляды наших финансистов, которые её превратили вот уже в шагреневую кожу. У нас она 60% от ВВП, а это недопустимая величина. Так она еще и уменьшается практически все месяцы 2025 года.
Именно благодаря эффективной кредитно-денежной политике Китай не знает дефицита финансовых ресурсов для своего развития, заявил Александр Бабаков. Этот опыт можно беспрепятственно использовать и в РФ.
– Они сделали фантастическую вещь, но они не сделали ничего невозможного для нас. Более того, я не прошу и не предлагаю копировать. Хотя китайцы, не стесняясь, говорят о том, что многие элементы экономической системы они взяли в Советском Союзе. Ну хорошо, многие наши коллеги не хотят даже говорить о возможном копировании, и я тоже не хочу. Но изучать-то надо, надо смотреть на наших соседей. Так вот, за 15 лет Китай увеличил свой валовый внутренний продукт в 3 раза! С 6 триллионов почти до 19 триллионов, ожидаемых в этом году. Теперь давайте посмотрим на более важные цифры. У них было в 1987 году 10 квадратных метров на человека. Они строили жилье и продолжают его строить такими темпами, что в 2010 – 30 метров было на одного человека, а в 2024 – 43. То есть вы понимаете, к чему ведёт Китай? Не к цифрам, а к качеству жизни, совершенно к другим показателям, которые характерны для этого.
Си Цзиньпин. Фото: Andy Wong/ AP/TASS
В условиях такого стремительного роста экономики Китай сегодня не видит оснований для того, чтобы останавливать собственное развитие таким термином, как «перегрев». Именно этим термином сегодня оперируют противники такого же стремительного роста в России, как заметил зампред ГД.
– Как мы можем принимать позицию, что у нашей страны отсутствует потенциал роста? И когда министр финансов докладывает про полтора процента роста ВВП… Это не полтора процента роста ВВП, это в три раза меньше, чем в прошлом году! Если мы боремся с предложением, то мы убиваем экономику. У нас до сих пор сегодня инфляция, как бы мы с ней в Центральном банке ни боролись, имеет 9,8%. А в Китае знаете какая инфляция? Ноль. Ну недавно она была минус 2, но это не устроило руководство Китая, они приняли меры, чтобы она подросла до 2%. Почему? Потому что им сложно управлять экономическими процессами при нулевой или отрицательной инфляции, – завершил Александр Бабаков.