Аналитика

Ждать ли Киеву ядерного удара?

В конце июня украинский президент Владимир Зеленский в ходе обращения к главам «Большой семерки» выразил желание закончить конфликт на Украине до конца этого года. Позже эту же мысль артикулировал и глава президентского офиса Андрей Ермак, заявив, что «для нас очень важно не входить в зиму». И, похоже, что касается временных рамок, тут Зеленский и Ермак недалеко ушли от реального положения дел. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что к концу года конфликт на Украине – в той или иной мере – действительно подойдет к фазе своего разрешения. Но говорить о победе Украины явно не приходится.

И здесь три основных сценария.

Первый: после вхождения ДНР и ЛНР, а также ряда территорий, находящихся под контролем российских войск, в частности, Херсонской и Запорожской областей в состав России (референдумы могут пройти уже в сентябре 22-го), последняя для более быстрого завершения конфликта (дабы убедить Запад в том, что не стоит поставлять Украине оружие), поскольку военные действия уже будут идти уже фактически на территории РФ, может применить нестратегическое ядерное оружие. Напомню, что согласно своей военной доктрине, Россия может применить ядерное оружие в случае агрессии «против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» («Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания»). Кроме того, как говорится в статье 37 «Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности до 2030 г.», «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором». Соответственно, после такой демонстрации Запад будет просто вынужден капитулировать, отказавшись от непримиримой войны с Россией «до последнего украинца», так как это будет грозить в принципе существованию самого Евросоюза, от которого мало что останется при эскалации ситуации и начале ядерной войны. В результате Киев будет усажен за стол переговоров с подписанием мирного соглашения на условиях России.

Второй: медленное, но уверенное продвижение войск РФ с вероятной перспективой разделения Украины на – условно – Восточную, которая войдет в состав РФ, и Западную с переводом после этого конфликта в стадию «заморозки» по примеру Северной и Южной Кореи. В пользу этого сценария говорит то, что Европа постепенно выдыхается и вскоре уже вряд ли сможет/захочет поставлять военную и экономическую помощь Украине в тех же масштабах (причем все равно недостаточных для того, чтобы последняя могла противостоять России).

В свою очередь, на это указывает ряд факторов.

Во-первых, отставка премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона – одного из главных сторонников продолжения военного конфликта. Да, по всей видимости, его преемник на посту премьера продолжит помогать Украине, но далеко не факт, что в прежних объемах и с прежним рвением.

Во-вторых, вероятная отставка итальянского премьер-министра Марио Драги (он уже пытался это сделать, но президент Италии Серджо Маттарелла не принял его отставку), однако, как пишет Bloomberg, он «полон решимости» уйти с поста. По словам главы итальянского внешнеполитического ведомства Луиджи Ди Майо, если такое произойдет, то Украина лишится помощи от Италии. Как пояснил Ди Майо в интервью Politico, если правительство уйдет в отставку, то оно будет продолжать работу в качестве временного до новых выборов, а такой режим подразумевает определенные ограничения полномочий, в том числе и на внешнюю помощь, особенно – в условиях внутреннего кризиса. Кроме того, министр напомнил, что Драги был одним из самых активных западных лидеров, выступавших против Путина. Поэтому с его уходом европейская антироссийская коалиция понесет существенные потери.

В-третьих, позиция Германии, которая всячески пытается отстраниться от Украины. Не будем забывать, что это именно ФРГ: а) «заморозила» 9-миллиардный транш Украине, согласовав только один миллиард евро; б) настаивала на разблокировке транзита в Калининградскую область через Литву; в) пролоббировала вывод из-под санкций турбины для «Северного потока – 1» (чем вообще создала крайне важный прецедент, показывающий, что санкции в случае чего можно обойти). А сегодня Die Welt сообщила, что канцлер Германии Олаф Шольц сократил военную поддержку Украине. Как пишет издание, за последние три недели Германия осуществила всего две поставки – 42 тысячи пайков и 102 небронированных автомобиля. И это далеко не первый случай, когда Шольц, вопреки своей грозной риторике, нарушает свои обещания. Так, два месяца назад (когда еще не велась речь об усталости Запада) Welt am Sonntag со ссылкой на источники и документы сообщила, что за апрель и май ФРГ лишь дважды поставляла Украине легкое оружие: в первую поставку вошли запчасти к пулеметам, ручные гранаты, мины, взрывные шнуры, во вторую – 4 600 противотанковых мин. Поставки же тяжелого оружия, которое обещал Шольц, стали уже притчей во языцех. То есть все свидетельствует о том, что в скором времени Германия под тяжестью своих внутренних проблем (рост цен, газ и проч.) вообще отойдет от поддержки Украины.

В-четвертых, позиция Франции, настаивающей на дипломатическом решении конфликта. На днях бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен жестко раскритиковал французского президента за его высказывание о том, что Россию нельзя унижать, чтобы «в день прекращения боевых действий проложить урегулирование дипломатическим путем». Кроме того, Макрону досталось и за 100 часов телефонных разговоров с Путиным. По мнению Расмуссена, высказывание Макрона «предполагает, что мы приближаемся к новому мировому порядку, в котором важно не верховенство закона, но верховенство сильнейшего» (любопытно, что экс-генсек НАТО тут упускает из внимания политику США, которые всегда действовали по такому принципу). И политика Макрона, который не стремится влезать с головой в «украинский котел», действительно очень хорошо доказывает небезосновательность претензий Расмуссена.

В-пятых, общая позиция Евросоюза, который: а) все-таки допустил вывод турбины для «Северного потока» из-под санкций; б) дал отмашку на разблокировку транзита в Калининград через Литву (по словам губернатора области Антона Алиханова, рекомендации Еврокомиссии сняли более 80% ограничений по транзиту в Калининград). Что говорит о том, что ЕС постепенно смягчает свою позицию. Что, впрочем, объясняется отсутствием консолидации лидеров стран – членов ЕС касательно «украинского кейса». Плюс ко всему дает о себе знать и экономическая составляющая. На Европу надвигается рецессия, которая может быть усугублена энергетическим кризисом, если Россия заблокирует поставки газа. Но даже если Россия и «не перекроет краник», странам Европы не избежать экономического кризиса, что заставит их лидеров сконцентрироваться на внутренних проблемах, что неизбежно приведет как минимум к снижению помощи Украине.

И, наконец, в-шестых, свою позицию по «украинскому вопросу» может изменить и Вашингтон, который на сегодняшний день является главным сторонником Украины и проводником идеи войны с Россией до «последнего украинца». Дело в том, что если ноябрьские выборы в Палату представителей закончатся поражением для демократов, то это может дать республиканцам возможность объявить нынешнему президенту Джо Байдену импичмент, за которым – в случае успеха – могут последовать внеочередные президентские выборы. И тут да, велика вероятность того, что экс-президент Дональд Трамп повторно и триумфально въедет в Белый дом (поддержка Байдена сейчас находится на рекордно низком уровне). Разумеется, это не значит, что США в тот же миг отменят все санкции, санкции останутся, но тот вектор, который задают США Европе, он будет изменен, что существенно отразится на отношении Европы к Украине (за скобками, правда, остаются Великобритания, Польша и страны Балтии, но их сил и возможностей хватит лишь на то, чтобы поддерживать баланс при разделении Украины на Восточную и Западную). То есть общий тренд «с победы на поле боя» будет изменен на скорейшее мирное урегулирование. Но даже если не брать в расчет победу республиканцев и достаточно вероятный импичмент в этом случае Байдена, то даже сейчас уже видно, что США вынуждены лавировать и идти на определенные уступки. Так, в частности, уже сейчас Минфин США вывел из-под санкций расчеты за российское продовольствие и удобрения. Что является сигналом – подобные прецеденты будут и дальше, если в них возникнет необходимость.

Третий сценарий заключается в комбинации двух вышеописанных: продвижение российских войск с взятием под контроль Харьковской, Николаевской и других юго-восточных областей с демонстративным нестратегическим ударом ядерным оружием – для финального охлаждения пыла Запада. Но, по всей видимости, прибегать к оному у России не будет никакой необходимости: Запад уже сейчас демонстрирует свою неготовность/неспособность/нежелание к серьезному противостоянию и эскалации прокси-войны, не говоря о переводе ее в стадию без «прокси». Рафинированные европейцы (и американцы – не исключение) не будут жертвовать своим комфортом ради далекой и непонятной войны с Россией. И те же Макрон с Шольцем это очень хорошо понимают (что видно по их политике). Ухудшение внутриэкономической ситуации грозит не только их пребыванию во власти, но рушит все чаяния глобалистов по выстраиванию единой Европы и утверждению новой идеологической парадигмы с неолиберализмом, феминизмом, «зеленой энергетикой» и проч. Поэтому любые шаги на обострение – можно с 80-90%-й вероятностью исключить. Поэтому наиболее вероятный сценарий – это тот, что идет под № 2.

А что касается сроков – тут Зеленский с Ермаком прогнозируют верно: первая устойчивая конфигурация уже определится к концу года (о том, что конфликт перейдет в стадию «заморозки» через 4–6 месяцев, говорит и экс-главнокомандующий союзными силами НАТО адмирал Джеймс Ставридис). А дальше – либо «заморозка» по примеру двух Корей с последующей весенне-летней эскалацией, либо перемирие на условиях России, которые, как отметил помощник президента РФ Юрий Ушаков, будут уже «совершенно другие» (в отличие от тех, что были выдвинуты на переговорах в Стамбуле, когда еще речь не шла о вхождении в состав России Херсонской и Запорожской областей). Более того, как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, «если Запад поставит Киеву дальнобойное оружие, географические задачи спецоперации на Украине отодвинутся еще дальше». Так что с этой точки зрения Зеленский упустил свой шанс в Стамбуле. Причем безвозвратно (разумеется, при том допущении, что в ситуацию не вмешаются какие-то экстраординарные факторы, которые могут существенно отредактировать ситуацию).

Алексей Мошков

View Comments

  • Про "две Кореи", как вариант заморозки конфликта Вы хорошо сравнили, а мы с Вами в какой в результате жить останемся в "Северной" или "Южной"? Исходя из Вашего предложения еще и ядерной дубиной размахивать, по всей видимости, мы все поселимся в "Северной Корее"...

Recent Posts

На СВО ранили адвоката Михаила Ефремова

Адвокат служит в одном подразделении с мужем Елены Блиновской Алексеем

1 минута ago

Первыми в Крыму проснулись силы ПВО

Все ракеты были сбиты

2 часа ago

Большой телевизор замолчал о деле Иванова

Итоговая программа «Вести Недели» с Дмитрием Киселёвым - про Иванова ни слова

20 часов ago

Трофеи Российской Армии

Выставка откроется 1 мая

2 дня ago

В Польше надеятся, что Шольц решится на отправку Украине ракет Taurus

Шольц по-прежнему выступает против, боясь, что это может привести к прямой конфронтации с Россией

2 дня ago