25 мая – 25 июня. «Россия – Австралия – диалог культур»

В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли продолжает работу выставочный проект «Трилогия». Шестой выставкой проекта стала тройная персональная выставка произведений новгородских художников Галины Кижапкиной, Людмилы Боровых, Ольги Кузьмичевой.

Благодаря авторам у нас есть уникальная возможность попутешествовать сразу по двум континентам, и побывать в разных уголках России и Австралии.

Несколько слов об авторах…

Галина Кижапкина - Член ВТОО «Союз художников России», член международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин Парфинского района, «… родилась в г. Южно-Курильске Сахалинской области (о. Кунашир), окончила Чечено-Ингушский педагогический институт, г. Грозный. Более 40 лет преподавала в школе искусств. Участница более 70 республиканских, зональных, областных и городских выставок. Работы находятся в собрании Республиканского музея изобразительных искусств им. академика Захарова (г. Грозный), Новгородского государственного объединенного музея заповедника, Государственного музея художественной культуры Новгородской земли. С 2011-2015 гг. находилась в творческой командировке в Австралии, где прошла курс обучения по энкаустике, фресковой живописи и яичной темпере у известного австралийского иконописца архимандрита отца Алексия».

Людмила Боровых - Член ВТОО «Союз художников России», «…родилась в Великом Новгороде. Окончила Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого. С 1999 года являюсь участником городских, областных, зональных и всероссийских выставок. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом».

Ольга Кузьмичева - член ВТОО «Союз художников России», «…родилась в городе Ковдор Мурманской области. Окончила Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого. Посещала студию Эдуарда Николаевича Иванова и студию набросков обнаженной натуры Анатолия Сергеевича Мищенко. Брала уроки на подготовительных курсах на кафедре «Графики» в Санкт – петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 2003 года являюсь участником городских, областных, зональных и всероссийских выставок».

21 апреля – 4 июня. «Страницы жизни» Светланы Шубиной и Татьяны Шубиной

Уникальность выставки в том, что в одном пространстве представлены графические произведения, витражи и авторские изделия из стекла.

Шубина Светлана Павловна родилась в поселке Соловьевский Амурской области. Окончила Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого факультет педагогического образования, искусств и технологий кафедру «Изобразительного искусства и методики преподавания». С 2003 года проживает в Великом Новгороде. Более 10 лет работает преподавателем рисунка и живописи в Новгородском областном колледже искусств имени С.В. Рахманинова.

В своих произведениях Светлана Павловна выражает светлую и искреннюю любовь к жизни в разнообразных ее проявлениях, тем самым заставляя зрителя вспомнить и ощутить накопленные им самим жизненные впечатления.

В картинной плоскости автор пытается создать, особое пластическое пространство, в котором привычные формы приобретают символическое значение, тем самым раскрывают свою необычность, причастность к особому, невидимому миру. Художник работает в жанре пейзажа, натюрморта, портрета в технике пастели и акварели, активно участвует в городских, областных, региональных выставках.

Шубина Татьяна Игоревна родилась в городе Боровичи. В 2001 году окончила художественное отделение Боровичской Школы искусств имени А.К. Лядова, а в 2010 году Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого факультет Архитектуры, искусств и строительства кафедру «Художественная и пластическая обработка материалов», по специальности «Графический дизайн». Творческое кредо молодой художницы – гармония контрастов.

Женский образ для Татьяны Игоревны является той самой музой, которая будит ее вдохновение, ведь женщина эмоциональна, чувствительна и во многом познает мир с помощью интуиции. Интуиция находится за гранью логичных рассуждений, а потому, принадлежит области невидимой и мало изученной.

В декоративных композициях автора особое место занимает упругая, энергично развивающаяся на плоскости листа линия, колорит же построен на противопоставлении ярких цветовых плоскостей. И не случайно в этой связи ее увлечение витражами. В настоящее время Татьяна Игоревна увлеченно работает дизайнером в витражной мастерской «Алмаз». За короткое время она освоила технику пленочного витража и фьюзинга. Все образцы, представленные на выставке, выполнены автором начиная с эскиза и заканчивая выходом из печи готового изделия.

Авторы при всей своей индивидуальности имеют некую духовную связь, творческую ауру, которая объединяет художниц не менее крепко, чем семейные узы.

4-28 мая. «Дыхание времени. Моисеенко С.К.»

В 2017 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли продолжается выставочный проект «Дыхание времени». В течение года зрители музея знакомятся с творчеством ведущих новгородских художников. Продолжает проект выставка памяти художника Степана Карповича Моисеенко (1922 – 1998г.г.) из фондов музея, на которой представлены изделия из стекла.

Степан Карпович Моисеенко родился 12 октября 1922 г. в с. Курово Брянской области в многодетной семье. С 1942 года воевал на Брянском, I Белорусском фронтах. В 1944 получил тяжелое ранение. После госпиталя - снова фронт – Карельский. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Заполярья», «За Победу над Германией». Выпускник Елецкого художественного училища, участник областных, зональных, республиканских выставок и международных ярмарок Франции. С 1964 года член Союза художников РСФСР. В 1977 году – первым из Новгородцев был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». Моисеенко — один из старейших новгородских мастеров художественного стекла. 33 года он работал на чудовском стеклозаводе «Восстание», создал за эти годы немало замечательных произведений из стекла и хрусталя.

С. К. Моисеенко как один из первых художников, пришедших работать на стекольные заводы страны еще в 50-е годы, тоже стоял перед нелегким выбором: подчиниться технологии производства или суметь подчинить ее себе, своим замыслам и планам. В большинстве его образцов для массового производства ему удалось именно второе, когда работы технологичны, но при этом столь своеобразны и непосредственны, что в них ясно чувствуется личность художника, его многогранное отношение к жизни. Его творчество отличается ярким разнообразием, не поддающимся «заковыванию» в рамки, диктуемые станками и жесткой технологией, постоянно меняется соответственно душевному состоянию и новому опыту художника. Среди его изделий встречаются, пожалуй, абсолютно все формы, когда-либо используемые на заводе «Восстание», причем многие — его выдумка его детище. Постоянный поиск нового и вместе с тем последовательное продолжение лучших традиций русского стеклоделия характеризуют творчество этого художника.

Еще в 60-е годы С. К. Моисеенко вслед за ведущими мастерами стекла страны начал работать над идеей создания комплектов, сервизов, приборов для десерта, компота, кваса, вина, создавая функциональные, но и очень выразительные произведения. Работать над многопредметными ансамблями «стекольного стола» он будет потом всю жизнь, в той иной степени делая их, то более утилитарными, то более декоративными. Вариации форм увлекали его поистине неограниченными возможностями, а общая мысль делала все предметы едиными. Все они, от графина до самой маленькой рюмочки в наборе, были похожи друг на друга, словно состояли в родстве, и, тем не менее, отличались высотой и объемом.

Среди работ новгородского мастера и простая обиходная посуда — фужеры, рюмки, приборы для воды, сервизы, предметные посудные ансамбли, сувениры, изделия из гутного стекла и произведения малосерийные, уникальные. Художника привлекает цветной и бесцветный хрусталь, цветное и молочное стекло, самые разнообразные приемы и техника обработки материала — алмазная грань и пескоструйная обработка, гравировка и лепнина.

В его работах заметно, постоянное стремление к пластической выразительности и глубокой содержательности произведений, любовь к русской земле и культуре русского народа. В природе и народных мотивах находил он созвучие своему творчеству. Для произведений С. К. Моисеенко, как мастера высокого класса, характерны вдумчивое отношение к жизни, отточенность форм безошибочно найденное соотношение пропорций любого предмета и массы объемов, гармония цвета. Произведения его классически ясны и красивы, и вместе с этим очень современны. Это как бы «вещи для общения», рассчитанные на своеобразный диалог со зрителем. В них старый художник вложил свою мудрость и огромный жизненный опыт, всю свою любовь к людям и миру вокруг, и, когда находишься наедине с ними, то кажется, они оживают, как вещи в сказках Андерсена, чтобы рассказать нам каждая свою драматическую историю.

17 марта 2017 – 17 марта 2018. «Тому дарю, кого люблю»

В составе коллекции декоративно-прикладного искусства государственного музея художественной культуры Новгородской земли имеется интересный предмет – фарфоровый чайник с забавной надписью «Тому дарю, кого люблю» - образец сувенирной продукции, выпускавшейся на одном из новгородских предприятий по производству фарфоровых изделий.

Многие из нас, приезжая в другую страну или город, стремятся увезти с собой воспоминания о месте, приобретая памятные сувениры.

Сувенир — это небольшой подарок на память, предмет предназначенный напоминать о чём-либо. Само слово «сувенир» произошло от французского «souvenir» (воспоминание, память).

Большинство сувениров создавалось новгородскими художниками на знаменитых предприятиях Новгородской области, таких как фарфоровые заводы «Пролетарий», «Возрождение», «Красный фарфорист». В витринах представлена сувенирная продукция, прославляющая Новгород, а также с символами российской государственности, новгородской символикой, с дарственными надписями по поводу юбилейных дат, праздничных событий.

Изделия, представленные на данной выставке, дают представление о творческих поисках и находках новгородских художников-фарфористов, стремившихся не только украсить наш быт, но и популяризировать Новгородскую землю, создавая памятные сувениры.