Диалог

1 апреля – 23 апреля. Елена Захцер.«Эстетическая фотография»

Елена – член Творческого Союза Художников России, победитель и лауреат конкурсов PX3 (Франция), International Color Awards (США), Black&White Spider Awards (США), IPA (США), PWP (США), Artweek (Россия), участник российских и зарубежных художественных выставок.

Закончила школу ВГИК по классу «фото» и «арт-фото» мастерской Н.К.Жолудева. Экспозиция, предложенная кураторами выставки «Эстетическая фотография», включает порядка 50 работ из музейных и частных собраний. Вниманию ценителей искусства, профессионалов и любителей фотографии будут представлены сразу несколько серий, в которых зритель найдет что-то своё и попробует вникнуть в то, что кажется «несвоим», загадочным, непонятным, в то, что критики и эксперты фото индустрии уже отметили на ведущих международных конкурсах. Изображения не имеют привязки к определенному времени или политическому строю, они о вечном, о красоте, что не мешает отпечаткам отражать мир, охваченный информационно-техногенными процессами, и менять привычное понимание фотографии как таковой. Зрителю предлагается окунуться в многообразие доступных сегодня печатных материалов, тщательно выбирая которые, автор изменяет как содержание, так и восприятие зафиксированного момента.

Тонкая мозаика, а не простой микс импрессионизма, постимпрессионизма, конструктивизма, минимализма, абстрактного экспрессионизма, незаметно вовлекает ничего не подозревающего зрителя в новый, причудливый мир автора, соединяющий в себе элементы классики, нонклассики и виртуального эстетического опыта. Особенность этой выставки в том, что автор предлагает обширнейшую сопроводительную программу, в которую входят и круглый стол и хэппенинги и многое другое.

«Маленькие истории Татьяны Чувашевой»

Куратором ещё двух московских выставок выступила давний друг и бескорыстный помощник Центра, музейный работник из Кирова, Надежда Коровина. Красной нитью через всё творчество Чувайшевой проходит тема детства. Для неё дети – свои или чужие – это объект любования, в изображении которых раскрывается в полной мере мастерство художников и понимание традиций в развитии детского портрета как жанра.

В творчестве Татьяны Чувашевой заметно обращение к европейским традициям старых мастеров XV-XVI вв. Она пишет детские портреты по дереву, кропотливо и вдумчиво, как миниатюру, как образ для долгого всматривания. Работы получаются очень тонкими и камерными. В то же время произведения Татьяны Чувашевой отзывают нас и к традициям портрета, который появился в России во второй половине XVIII века благодаря работам Д. Левицкого, И.Вишнякова. В ее детских портретах, созданных в XXI веке, видится то, что стоит над временем. Они раскрывают тончайшие нюансы души ребенка.

Для Татьяны Чувашевой, мамы шестерых детей, дети – чудо, обыкновенное чудо, наблюдаемое ежедневно. И сколь долго не будет оно рядом, все равно его природа остаётся чудесной, а оттого непривычной, удивляющей и заставляющей замирать в предчувствии ежесекундных стремительных изменений. «Мои дети, – говорит она, – неиссякаемый источник моей творческой энергии. Надо уметь остановиться, чтобы услышать внутренний мир маленького человека и увидеть в нем гораздо больше, чем нам кажется».

Изображения детей в портретах разнообразны по настроению и образным характеристикам. В них маленький человек может быть подобен взрослому: такой же вдумчивый, погруженный в свой собственный мир мыслей и переживаний, или, напротив, быть по-детски наивным, простым и непосредственным.

«Тихая графика Андрея Бодрова»

Андрей Бодров, автор ещё одной выставки, не относит себя к актуальным художникам. Он работает (подчеркнём это слово) в традиционнейших техниках: сухой иглы, травлёного штриха, акватинты, гравюры на картоне, моготипии, гравюры на картоне. Родился в Ленинграде в 1968 г., занимался в различных студиях, в том числе и в знаменитой графической мастерской на Песочной улице, член Союза художников РФ и участник более чем 90 выставок. Но главное в его творчестве – сохранение графической школы Ленинграда-Санкт-Петербурга. В 70-е годы в терминологию отечественного искусствоведения вошло выражение «тихая графика». Так говорили о творчестве художников, чьё творчество являлось своего рода антитезой громогласному энергичному искусству с ярко выраженной социально-политической направленностью. Их искания лежали в области исследования человеческих переживаний, внутреннего мира личности, её взаимодействию с социумом и природой. Незаметная красота, попытки остановить «прекрасное мгновение», внимание к лирическому пейзажу и натюрморту – квинтэссенция творчества Андрея Бодрова.

«Пространство образа – пространство картины»

Выставочное объединение «Российская неделя искусств (Москва) представляет своих лауреатов: Валерия Зверева (СПб), Георгия Горского (СПб), Надежду Винниченко (Москва), Иллариона Конькова (СПб), Вадима Ерохина (Эстония). Проект называется «Пространство образа-пространство картины». Российская неделя искусств – художественный проект, призванный создать условия для представления авторов из различных регионов Российской Федерации, и продемонстрировать творческий потенциал современного поколения художников для ценителей искусства и меценатов. Неотъемлемой частью проекта является посредничество в обмене практическим и теоретическим художественным опытом между последователями различных художественных школ России.

Развитие пространственных отношений было одним из предметов интереса художников на протяжении всей истории искусств. Искусство века ХХ с одной стороны опиралось на опыт предшественников, с другой стороны порой отрицало пространственные построения, этими предшественниками, придуманные. Последней глобальной революцией в области пространственных построений в фигуративном искусстве стала теория великого русского художника Петрова-Водкина. Кузьма Сергеевич обратил внимание на неполноту и условность «итальянской перспективы», созданной мастерами Возрождения. Эта система, как и системы, существовавшие до неё, создавались в определенных исторических и культурных условиях, и не смогли устроить великого мастера с точки тех задач, которые он перед собой ставил. Для постижения увиденного им космизма земного пространства он придумал другую систему построения пространства полотна, опиравшуюся как на натурные наблюдения, так и на достижения современной ему науки, в том числе теории Лобачевского. ХХ век бурлил, наука шла не только вширь, но и в глубину, стремясь понять не только законы мира видимого, но и расщепить его на составляющие. Тем же путем пошла и часть художников, стремящаяся разложить живопись на атомы прекрасного, эксперименты с формой породили русский абстракционизм Кандинского и супрематизм Малевича.

Авторы, представленные на выставке, пришли в искусство спустя 100 лет после Петрова-Водкина. И перед каждым из них стояла задача осмысления и создания своего представления о мире. Каждый раз, оказываясь перед чистым холстом, художник уподобляется режиссеру, выходящему на пустую сцену. И пока эта пустота не заменится четким пониманием, ощущением происходящего, пока не заговорят персонажи, не зазвучит музыка красок - не возникнет ощущение жизни у зрителя. Представленные авторами работы демонстрируют неординарный взгляд на искусство в XXI веке, удивительную любовь к исследуемому предмету, необыкновенную жажду к познанию образов, обладают ярким национальным колоритом. Авторские работы находятся в музеях и частных коллекциях России и Европы.

«Оттепель»

Каждый год, в апреле, Центр предоставляет свои залы для выставки молодых художников Великого Новгорода. Она и называется соответственно. Выставку курируют известные новгородские художники (основатель серии Александр Олигеров), но они необыкновенно лояльны к молодым коллегам, поэтому можно ожидать новых имён, неожиданных решений и смелых ходов. Ожидания не всегда оправдываются, но у молодых художников есть одно главное преимущество – за ними будущее.