Так же, как и человек не является простой суммой его клеток, органов и чувств, так и история не исчерпывается механическим перечислением значимых дат и исторических портретов. Целое больше, чем его части, но в то же время в каждой части есть отблеск целого, позволяющий проникнуть в его смысл, установить с ним интенсивный диалог.
Своей новой книгой «XX век представляет: Избранные» (М.; ИД «Городец», Книжная полка Вадима Левенталя, 2021 г.) киновед Михаил Трофименков продолжает разговор с прошлым столетием, начатый еще сборником ярких эссе «XX век представляет: Кадры и кадавры» (2018). Во многом его последняя работа тоже сборник, только посвященный отдельным персонам, которые так или иначе участвовали в создании грандиозного мифа эпохи.
Кто все эти люди, бегло перечисленные в содержании книги? Режиссеры, актеры, литераторы, театральные деятели и художники – в каждом из них, по словам автора, отразился двадцатый век. Обращаясь к упомянутым «Кадрам и кадаврам», двадцатый век – «это век динамита и напалма, газа и тротила, радиации и биологического оружия, термоядерных реакций, а главное – крови, крови, крови, полноводных рек крови на всех континентах». Все герои, которых избрал Трофименков для своих резких очерков, вынесли на себе груз культуры модернизма – болезненного поиска истины и отрицания всяческих устоявшихся традиций. Заостряя внимание на конкретной личности, автор таким образом выделяет части внутри исторической цельности, уравнивая микрокосмическое и индивидуальное с детерминирующим и всеобщим.
Книга состоит из двух четких, но неназванных глав – отечественные (I) и зарубежные (II) творцы. Под одним сводом виртуозно объединены детский писатель Владислав Крапивин и психоделический пионер «новой журналистики» Том Вулф; сценарист с трагической судьбой Эдуард Володарский и Тони Гуэрра, гениальный соавтор Антониони и Феллини; актер Алексей Булдаков, прочно вошедший в русский фольклор, и суровое лицо «золотой эры» Голливуда Хамфри Богарт. Список можно продолжать бесконечно – главное проявить его суть. Столкновение таких сложных и многогранных характеров – блестящая иллюстрация единства и борьбы противоположностей, диалектического закона, сквозь оптику которого левые интеллектуалы интерпретируют витиеватую историю двадцатого столетия.
К «Избранным» нужно подходить осторожно, не пытаясь с наскока взобраться на его высоту. Сборник воспринимается как этакий художественный справочник. Захотелось, например, ознакомиться с фильмографией жестокого Сэма Пекинпы – первым делом настраиваешься статьей Трофименкова об этом уникальном режиссере. Вздумалось окунуться в произведения Юрия Бондарева – ключ к выдающемуся прозаику ищи в наброске российского киноведа. Но если рискнешь залпом осилить эту цветастую антологию, то быстро устанешь от фрагментарности и разнородности культурного материала.
Символично, что открывает книгу надрывное стихотворение в прозе «У вас есть крылья?», отданное одному из самых скандальных авторов современной России Алексею Балабанову. А завершает компиляцию довольно свободный текст о загадочном продюсере Луи Доливе, имевшем связи с Коминтерном и считавшемся чуть ли не советским шпионом, успевшим поработать и с Жан-Люком Годаром, и с Орсоном Уэллсом, и с Жаком Тати. Сквозь призму кино преломляются все дисгармонии и антиномии, художественные концепции и научные аксиомы века.
Наиболее трагичное в этой книге то, что каждая статья в ней представляет собой лихорадочный некролог. Ранее тексты уже были опубликованы в изданиях «Коммерсантъ», «GQ», «Искусство кино», «Сеанс» и в большинстве написаны на уход того или иного творца. Проследив дату смерти, станет еще печальнее – значительная часть деятелей скончалась в двадцать первом веке. Кажется, что их место теперь надежно закреплено в учебниках истории. Даже голоса тех, кого Трофименков лишь упомянул в предисловии и оставил без отдельных посвящений (постановщик Виктор Сергеев, руководитель «Ленфильма» в 1996–2002 гг.; Витаутас Жалакявичюс, литовский режиссер, «равный по своему таланту Ингмару Бергману»), сложно не заметить в монументальной симфонии эпохи. Однако когда видишь, что годы жизни признанных мастеров прерываются в 2000-х, понимаешь, что по существу ни одна мировая проблема, высвеченная ими, так и не разрешена. Ни один масштабный вопрос так и не снят, но дух двадцатого века постепенно и безвозвратно ускользает вместе с его создателями, унося с собой все ключи к его истолкованию.
Пройдя через сокрушительный период истории, мы, как постаревший Альфредо Берлингьери из Novecento Бернардо Бертолуччи, ложимся на рельсы и вновь становимся детьми, дрожа под поездом Времени.
А что нам еще остается?
Водители выставили фуры на трассе Киев - Одесса в знак протеста против закона о мобилизации
Также он добавил, что по итогам неформальной встречи двух лидеров «химия» между ними упрочилась
Украина попросила помочь определить цели на территории РФ для нанесения ударов
Печальное состояние современной русской литературы
Выборы президента США состоятся 5 ноября
Зачем глобалисты финансируют пропалестинские митинги