Рецензии

Великолепный «Лес»

Да, я знаю, по канонам театральной рецензии стоило бы сначала поговорить об авторе пьесы (Островский), о режиссере (Виктор Крамер, хорошо известный театралам не только у нас, но и в Европе), об особенностях конкретной постановки (новаторская). Но именно дуэт комика Аркадия Счастливцева (Сиятвинда) и трагика Геннадия Несчастливцева (Мерзликин) пленяет зрителя больше всего, и именно он оставляет незабываемое впечатление, к которому то и дело хочется возвращаться даже после окончания спектакля.

В создании своих сложных и многоплановых образов актеры задействуют целую палитру тончайших оттенков: здесь и юмор, и горечь, и высокий пафос, и монологи из сыгранных когда-то ролей, и острый гротеск, и все, что только можно себе представить. И зачарованный зал следит за приключениями героев, затаив дыхание.

В центре сюжета классической пьесы Островского – усадьба богатой помещицы Гурмыжской, точнее, обитатели и гости этой усадьбы, раздираемые нешуточными страстями. Есть тут бедная родственница, само собой, влюбленная; пронырливый молодой человек, преследующий свои цели; ловкий купец, которому пальца в рот не клади; ключница, имеющая виды на Счастливцева. Последний появился в усадьбе как слуга племянника Гурмыжской – того самого Несчастливцева, который слишком горд, чтобы признаться тетке в том, что он нищий актер, и потому разыгрывает перед ней военного и обеспеченного человека.

Сама Гурмыжская торгует лесом, но в пьесе Островского значение леса гораздо шире: это метафора жестокого мира, населенного жестокими людьми. Виктор Крамер идет еще дальше: основная декорация, используемая в пьесе – гигантская гора опилок, в которой тонет все. И усадьба, и пруд, и беседка, которую отвели «офицеру» Несчастливцеву и его «слуге», а венчает гору неумолимая железная лесопилка. Опилки – то есть труха; труха вместо настоящей жизни, настоящих чувств; труха, которая поглощает все без остатка. Стоит отметить чрезвычайно остроумное использование поворотного круга, когда за считанные мгновения гора поворачивается то одной, то другой стороной – и это я еще не говорю об эффектном прыжке одной из героинь в пруд, прыжке, который происходит прямо на сцене. Впрочем, это не единственный эффект, связанный с оригинальной декорацией спектакля; но не будем раскрывать всех секретов постановки.

В трактовке Виктора Крамера много нового, но, пожалуй, необычнее всего решение использовать на сцене своеобразный хор, сопровождающий действие. Очень интересно поданы пластические моменты, особенно в сцене с Аксюшей, извлеченной из пруда, и практически вся роль ключницы Улиты (ее играют Алиса Гребенщикова и Екатерина Черевко). Замечательно подан эпизод с преображением влюбленной Улиты (фактически – двойным преображением).

Режиссер, известный по масштабным постановкам – в том числе опер «Борис Годунов» и «Руслан и Людмила» – органично вплел в действие моменты, связанные с музыкой, а также щедро приправил происходящее на сцене бурлеском, иронией, черным юмором. Но все это сделано с огромной любовью к Островскому, потому что далеко не каждый сможет так высвободить скрытые резервы классического текста, как это сделал Виктор Крамер.

Да, от леса – и от мира Гурмыжской, от всего, к чему она прикасается, – давно остались одни опилки, бесполезная, в сущности, труха, заполоняющая землю, но выбор – дать себя самого превратить в труху или нет – остается все-таки за героями. Быть человеком не только по имени, но и по сути, – или подчиниться трухе, дать ей заполнить свою жизнь и ничего, кроме нее, не видеть. Своей постановкой Виктор Крамер словно говорит нам: выбор есть всегда. И это вселяет надежду.

Возрастное ограничение спектакля: 12+

Валерия Вербинина

Закончила Московский государственный лингвистический университет. Автор книг в жанре исторического детектива. Для сайта «Ваши Новости» пишет о театре и не только.

View Comments

  • Понятно одно. Нужно идти смотреть самому, чтобы составить собственное мнение.

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

9 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

16 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

16 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

16 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

16 часов ago