Актуальное

Таинственный остров-сокровище

Остров Врангеля, лежащий в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями, должен отойти к США. Об этом написал на страницах Wall Street Journal журналист Томас Дэнс. Он заявил, что Россия с 1924 года удерживает остров, принадлежащий США, и что Штатам пора вернуть эту землю себе. Тем более что российская военная база, размещённая на острове, несёт угрозу суверенитету США.

Многие у наспо старинной привычке считают, что далёкие мёрзлые территории никому не нужны. Однако публикация Дэнса отнюдь не случайна, да и разговоры о возможном переделе Арктики слышны всё чаще. Более того, век назад у России уже пытались отобрать этот самый остров Врангеля.

Впервые русские услышали о нём в XVII веке от жителей Чукотки. Ломоносов, неуверенной рукой нанося остров на карту, назвал его «Сомнительным». В 1820–1824 гг. ледовитое побережье изучал русский морской офицер Фердинанд Врангель, имевший, помимо прочего, задание найти «обитаемую землю, находящуюся, по сказанию чукчей, в недальнем расстоянии». В состав его экспедиции входил лицейский друг ПушкинаФёдор Матюшкин. Моряки совершили немало открытий, но отыскать остров не смогли. Ещё долгое время он казался чем-то вроде мифической Земли Санникова.

Официально считается, что остров открыл в 1867 году американский китобой Томас Лонг. Он и дал земле имя Фердинанда Врангеля, к тому времени дослужившегося, как и Матюшкин, до адмиральского чина (позже одну из гор на острове назовут в честь Матюшкина; в свою очередь, пролив, отделяющий остров от материка, получил имя Лонга).В 1881 году американские моряки во главе с капитаном Кельвином Хупером прибыли на пароходе «Томас Корвин» на остров, объявили его собственностью США и переименовали в Новую Колумбию. С этих пор остров прочно прописался на картах, но по-прежнему был полон загадок. Жюль Верн в романе «Цезарь Каскабель» (1890)описал его как действующий вулкан, мимо которого герои проплывают на дрейфующей льдине.

В 1911 году на остров прибыл российский ледокольный пароход «Вайгач». Моряки высадились на берег, произвели топографическую съёмку, собрали образцы горных пород и подняли российский флаг. Позже в окрестностях по-прежнему необитаемого острова работала экспедиция канадского антрополога Вильялмура Стефанссона на бригантине «Карлук». Судно раздавило льдами, часть экипажа сумела добраться до острова Врангеля и вскоре была спасена. Когда в России началась Гражданская война, Стефанссон предположил, что стратегически важный остров может отойти Японии, направившей на Дальний Восток внушительный воинский контингент. Учёный-авантюрист решил сыграть на опережение и «угнать» остров в Канаду – британский доминион. «Остров Врангеля должен быть британской территорией. В течение следующей мировой войны или в ходе мирного развития сообщение между Европой и Японией переместится в полярный бассейн… Нам необходима цепь островов в полярном бассейне в качестве военно-морских баз для наших подводных лодок и в качестве станций для самолётов», – говорил Стефанссон. Канадский премьер-министр Артур Мейен идею поддержал. Осенью 1921 года пятеро колонистов, найденных Стефанссоном, основали на острове Врангеля первое поселение. Американцы Мильтон Галле, Фред Маурер (участник похода «Карлука») и Лорн Найт, эскимоска Ада Блэкджек и глава экспедиции 22-летний канадец Алан Кроуфорд подняли канадский и британский флаги и подписали документ, где говорилось: «Объявляем этот остров… владением Его Величества Георга… и частью Британской империи». России тогда было не до острова – Приморье до конца 1922 года оставалось под властью белых и интервентов. За остров начали спорить между собой Канада и США: губернатор Аляски Скотт Боун выступил с протестом, заявив, что территория принадлежит Штатам по праву открытия.

О судьбе колонистов долгое время никто ничего не знал. Команда Кроуфорда перезимовала, но летом судно с припасами и сменой не смогло пробиться сквозь льды. Продукты кончились, началась цинга. Во время второй зимовки трое полярников пошли на материк за помощью и сгинули. Оставшийся на острове Найт вскоре умер от цинги, в живых осталась одна Ада.

В 1923 году до Врангеля наконец дошли руки у молодой советской власти. Полпред Москвы в Лондоне Леонид Красин обратился к британским властям с предложением повлиять на Канаду и учесть, что «данный остров является российским владением».

В том же году очередная шхуна, снаряжённая тем же Стефанссоном (сам он снова рисковать не стал), сняла с острова стойкую эскимоску и высадила новую партию поселенцев – американца Чарльза Уэллса с 12 эскимосами. А летом следующего, 1924 года из Владивостока под звуки «Интернационала» с лозунгом «Даёшь красный Врангель!» отчалила канонерская лодка «Красный Октябрь»– бывший портовый ледокол «Надёжный», на который установили пушки. Кораблём командовал Борис Давыдов, при царе в чине полковника руководивший Гидрографической экспедицией Восточного океана, а при Советах возглавивший Управление по безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке. Ровно в те же дни с Аляски к острову вышла американская шхуна «Герман» под лозунгом «За Новую Колумбию», чтобы заявить права Штатов на остров. До вооружённого конфликта, впрочем, не дошло: к Врангелю в ту навигацию американцы не пробились. Хотя уже существовала карта, на которой остров был закрашен американским цветом и назван Новой Колумбией, но, как пишет в книге «Обитаемый остров» прозаик Виталий Шенталинский, в 1960-х работавший на Врангеля радистом и заболевший островом на всю жизнь, правительство США проявило «благоразумную пассивность», отказавшись от дальнейших шагов. В том же 1924 году от притязаний на остров официально отказалась и Великобритания, что подтверждалось заявлением заместителя министра иностранных дел Артура Понсонби. Что до экспедиции Давыдова, то она благополучно высадилась на острове. В августе 1924 года моряки «Красного Октября» подняли на мысе, названном Пролетарским, советский флаг. Осенью корабль, едва не погибнув в ледовой ловушке, вернулся во Владивосток вместе с эвакуированными колонистами. Не всем из них суждено было увидеть родину – так, Уэллс скоропостижно умер от пневмонии. Канонерку «Красный Октябрь» наградили орденом Красного Знамени, Академия наук ходатайствовала о присвоении острову имени Давыдова, но тот выступил против. Подорвавший здоровье в походе42-летний гидрограф уже в 1925 году скончался.

Водружением знамени дело не ограничилось. В докладной записке, поданной в 1925 году Дальревкомом в Совнарком РСФСР, говорилось: «Остров необходим для нас в стратегическом и политическом отношениях, особенно теперь, если принять во внимание последние притязания американцев на него. Самым верным способом окончательного закрепления за нами острова является заселение его». Уже в 1926 году пароход «Ставрополь» доставил на остров Врангеля экспедицию в составе 59 человек (в основном чукотских эскимосов)под руководством географа Георгия Ушакова. Поселенцы основали «столицу» острова –село Ушаковское.

На Врангеля появилась полярная станция. Уже в послевоенные годы сюда завезли северных оленей и создали оленеводческий совхоз. Появилось ещё два поселения – Звёздный и Перкаткун. На острове действовал так называемый аэродром подскока: предполагалось, что советские «стратеги», заправившись здесь, смогут при необходимости легко достать до Америки. В 1963 году на острове работал геофизик, прозаик Олег Куваев, написавший о нём «Чуть-чуть невесёлый рассказ» и «Старый-престарый способ дороги». В 1970-х на остров завезли овцебыков, а для охраны моржовых лежбищ создали заповедник «Остров Врангеля», включивший и соседний островок Геральд.Сегодня заполярный остров, входящий в Иультинский район Чукотского автономного округа, считается крупнейшим в мире «роддомом» белых медведей. От берегов Чукотки его отделяют 140 км, от Аляски – 500, от Северного полюса – 2 000. 140 км в длину, 80 в ширину – как иное европейское государство. Ровно по острову Врангеля проходит 180-й меридиан– «русский Гринвич». Это значит, что восточная половина Врангеля, как ни странно, лежит в западном полушарии.

Разговоры о принадлежности острова в западной прессе поднимаются далеко не впервые. Так, в 1981 году публицист, Пулитцеровский лауреат Джек Андерсон писал в «Вашингтон пост»: «Стратегическая ценность острова неоспорима. Отобрав остров у русских, Рейган мог бы гарантировать себе место в истории». В 1986 году United Press International сообщало: «Группа сенаторов штата Аляска заявила о правах этого штата на остров Врангеля… Законодатели призвали губернатора обратиться в суд и потребовать возмещения ущерба от правительства Соединённых Штатов за то, что оно уступило эту территорию Советскому Союзу в 1924 году». До практических шагов, впрочем, не доходило. А может, никто не хотел повторять судьбу Кроуфорда и Уэллса…

В перестроечные и постперестроечные годы военные постепенно покинули остров, к началу XXI века Ушаковское опустело. Казалось, это навсегда – но остров дождался других времён. В 2010 году в Ушаковском построили новую метеостанцию. В 2014 году моряки Тихоокеанского флота, прибывшие на гидрографическом судне «Маршал Геловани», подняли на острове Врангеля военно-морской флаг. Здесь появилась военная база «Полярная звезда», заточенная на выполнение целого комплекса оборонных задач. Интересно, что в 2013–2017 гг. Восточным военным округом командовал тот самый генерал Сергей Суровикин, который сегодня руководит действиями российских войск в спецоперации. Именно он занимался восстановлением и развитием военной инфраструктуры на дальних рубежах – от Курил до острова Врангеля, лично инспектировал арктические войсковые подразделения.

Эхо Донбасса, выходит, звучит даже в Арктике. Фронты и тылы СВО приобретают глобальный размах – от южных морей до полярного края, от Крыма, откуда в 1920 году уходил белый генерал, «чёрный барон» Пётр Врангель, до северного острова, получившего имя его дальнего родственника и оставшегося век назад за Россией. Значимость Арктики возрастает безотносительно любых операций, учитывая глобальное потепление, развитие Северного морского пути, углеводородные перспективы шельфа, интересы сил сдерживания и т. д. В контексте разговоров о грядущей «битве за Арктику» далёкий таинственный остров представляется самой что ни на есть передовой и настоящим сокровищем– отнюдь не только для гусей, медведей и моржей.

Василий Авченко

Василий Авченко родился летом 1980 года в Иркутской области. В настоящее время проживает во Владивостоке. С конца 1990-х годов и по настоящее время штатно и внештатно работает в различных СМИ Владивостока и Приморья ("Ежедневные Новости", "Дальневосточный учёный" и др.), последнее место работы — газета "Владивосток", редактор отдела политики. В журналистских командировках бывал в различных регионах РФ (в том числе Чечне и других республиках Северного Кавказа), за границей (в том числе в Северной и Южной Кореях, Китае). В качестве внештатного корреспондента публиковался или публикуется в ряде федеральных СМИ, в том числе РБК, Агентство национальных новостей, Газета.RU, "Эксперт Online", The New Times.

Recent Posts

ООН вступились за русских

В Организации Объединённых Наций полагают, что в Молдове ущемляют права русскоговорящих граждан

5 часов ago

На СВО ранили адвоката Михаила Ефремова

Адвокат служит в одном подразделении с мужем Елены Блиновской Алексеем

5 часов ago

Первыми в Крыму проснулись силы ПВО

Все ракеты были сбиты

7 часов ago

Большой телевизор замолчал о деле Иванова

Итоговая программа «Вести Недели» с Дмитрием Киселёвым - про Иванова ни слова

1 день ago

Трофеи Российской Армии

Выставка откроется 1 мая

2 дня ago