Мастера новгородские: Валерий Берёзкин. Керамика, дарящая тепло

О том, что глина – материал благодатный, ласкающий руки и греющий душу, я и раньше слышала от мастеров, с ней работающих. Да и сама поймала это ощущение, однажды посидев за гончарным кругом. Но вот увидеть, сколько разнообразных возможностей воплощения в формах и образах даёт глина, удалось, пожалуй, впервые.

И случилось это в «Кудесниках» - так называется детская образцовая студия при Чечулинском районном Центре фольклора и досуга, основатель и руководитель которой – вот уж воистину кудесник керамики Валерий Николаевич Берёзкин.

Валерий Берёзкин – тот редкий мастер, который не только создаёт удивительные авторские изделия из любимого материала и, как от века укоренилось в народном творчестве, делится секретами ремесла с подмастерьями. Он ещё и обучает малышей, в течение многих лет передавая им традиции народного творчества.

С детьми

Потому-то в «Кудесниках» и разбегаются глаза: здесь на стеллажах под потолок красуются дивные олени, птицы, узорные братины, ажурные вазы работы самого мастера и чудесные игрушки, свистульки, горшочки, панно, сделанные детьми, в том числе ребятишками с особенностями развития.

Маленькие ученики Валерия Николаевича приходят в студию после обеда, а вот первая половина дня принадлежит творчеству, когда рождаются его авторские работы из глины.

К глине Валерий Берёзкин пришёл четверть века назад, но еще в 8 классе благодаря своей замечательной учительнице «заболел» прикладным творчеством, стремился что-то делать руками. Начал с аппликации соломкой, по которой много позже написал образовательную программу, передавая это умение детям. По окончании школы поступил учеником на фарфоровый завод в Пролетарии, где многому научился, вырос как человек и как специалист.

В Чечулино его перевели уже художником-оформителем. Здесь он вскоре начал преподавать изобразительное искусство в школе, а в свободное время в клубе обучал ребятишек аппликации соломкой. Однажды в школу пришёл вызов на курсы, которые вёл новгородский керамист Святослав Павлович Тарасов.

– На курсах я и «заразился» глиной, – вспоминает мастер. – Святослав Павлович многое мне дал, научил азам, а главное – открыл для меня этот удивительный материал.

Прикипев к глине всей душой, дальше Валерий Николаевич совершенствовал мастерство сам, но и теперь, став искуснейшим мастером, приобщив к керамике несчетное количество ребятишек, получив множество наград за свои работы и работы учеников, он по-прежнему стремится развиваться, научиться еще чему-то в своём деле:

– Когда я работаю с глиной, я просто ухожу в это с головой. Сажусь за гончарный круг и не оторваться. Глина меня греет.

По словам Валерия Берёзкина, он получает огромное удовольствие от того, что делает, и уже не представляет себя без этого.

За гончарным кругом

Формы и образы приходят к мастеру по-разному: есть традиционные изделия, как например, новгородская свистулька «хохлатка», найденная в своё время на раскопе и описанная Центром Поветкина, но большинство работ – авторские.

У Валерия Николаевича много книг с результатами краеведческих экспедиций, откуда он черпает информацию о традициях гончарного ремесла. Он изучает локальные школы разных уголков России. Однако реконструкция в чистом виде – это не его. Валерий Берёзкин – настоящий художник, его захватывает поиск форм, сочетание разных видов глин, способов декора и обработки.

Взять, к примеру, декоративные тарелки. Мастер расписывает их не красками, а ангобами. Ангоб – это жидкая цветная глина. Роспись делается до обжига, по чуть подвяленному изделию, при этом рисунок наносится практически вслепую и проявляется в красках уже после обжига. Учитывая технологию, детализация рисунка просто поражает.

Тарелки с ангобой

Завораживают работы мастера в технике прорезной керамики – так называется сквозная резьба, которая делается по сырой глиняной форме, придавая изделию кружевную лёгкость и ажурность.

Или просто удивительной красоты работы из испанской чёрной глины, которые декорированы налепами из розовой глины и тиснением. Особый изыск придаёт выделение тиснёного узора бесцветной глазурью.

Чёрная испанская глина

Очень любимы мастером образы птиц. Он с удовольствием использует их как в авторской игрушке-свистульке, так и в изделиях утилитарного назначения – например, сухарницах. Помимо характерных для глиняной игрушки курочек и петушков привлекает Валерия Николаевича мифологическая птица Сирин. Но и курочки с петушками у него не простые – интересной формы, покрытые тиснёным узором и обработанные молочением: после первого (утильного) обжига изделие купается в молоке, чуть подсыхает и идёт опять в печь для второго обжига. При обжиге молочение играет цветом и создаёт эффект некоего чернения. Этот способ обработки нравится Валерию Николаевичу больше всего.

Также мастер использует вощение, покрытие глазурью и люстром. Люстр – это особые краски на основе солей металлов, которые после обжига дают эффект стеклянного блеска.

Курочки свистульки

Сухарницы люстр

Нравятся Валерию Берёзкину и образы коней и оленей. Резные братины украшают ручки в форме головы коня, а о дивной сухарнице-олене стоит сказать особо. Оленя мастер делал больше суток, не отрываясь, чтобы не дать глине преждевременно высохнуть. Каждый листочек отдельно покрывается тиснением и крепится к форме шликером (жидкой глиной) – такие элементы называются налепами. Здесь таких налепов – огромное количество. Работа кропотливая, которую не прервёшь, но, по словам мастера, это захватывает так, что и времени не замечаешь.

Сухарница-олень и новгородская свистулька-хохлатка
Олень хохлатка

По мнению Валерия Николаевича современные мастера в керамике ничего нового не изобрели:

– Мы только сохраняем технологию, которую предки донесли до нас, чтобы мы могли воплощать свои идеи. Есть современная абстрактная керамика, но она не греет, а вот когда смотришь на изделия, выполненные по заветам предков, ощущаешь – они тёплые.

И вот уже 30 лет Валерий Берёзкин не только сохраняет традиции предков, но и передаёт их детям. Больше 15 лет он преподавал творчество детям с особенностями развития в Подберезской специализированной школе и с трепетом хранит их работы, помнит своих учеников по именам:

– Ребятишки там очень благодарные, мы души их лечили творчеством. Творчество ведь отогревает душу человека, оно направлено на это. Сейчас в «Кудесниках» у меня  тоже есть несколько детей с особенностями развития – я их включаю в ту же деятельность, что и остальных, и им здесь хорошо.

Студии «Кудесники» уже 7 лет. Приезжая сюда к Валерию Николаевичу, многие говорят: у вас здесь пахнет народностью. Всё потому, что в керамике, по мнению мастера, не может быть абсолютно одинаковых изделий, сделанных как на автомате. Он даёт детям базовую форму, но в каждой игрушке видна ручка ребёнка – все они разные. Мастер нацеливает учеников на то, чтобы они фантазировали, и многие дети выражают себя через работы. Для мастера это самое ценное.

Детские игрушки 2

Детские игрушки

Наградам, благодарностям, дипломам Валерия Николаевича несть числа. Первая – аж 1994 года за работу с соломкой. В 2012 году он стал Мастером года Новгородкой области в отрасли «Культура», а не далее, как в январе этого года, к 100-летию дополнительного образования получил от Всероссийского центра художественно творчества именной памятный знак.

Но помимо собственных наград, он по праву гордится достижениями своих учеников. Барельеф одного из них на новгородскую тематику получил на всероссийском конкурсе президентскую премию. И таких успехов много.

Панно президенсткая премия

У каждого мастера должен быть продолжатель – нельзя свои секреты сохранять только в себе, а то они так и уйдут с мастером, – считает Валерий Николаевич. Один из его учеников Алексей Забелин сейчас учится в Колледже искусств им. Рахманинова на педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству и уже работает на полставки в студии вместе с мастером:

– Но даже если мои ученики не идут по моим стопам мастера-прикладника, я не расстраиваюсь. Главное, что они приобщаются к творчеству, по-другому открывают глаза на мир, становятся добрее.

Любимое «детище» Валерия Николаевича – музей керамики при студии, в экспозиции которого переплелись традиция и современность: изделия с историей, привезённые из экспедиций, работы детей, ставшие призёрами на всероссийских конкурсах, коллекция традиционных игрушек из разных уголков России и разработки самого мастера.

Самый трогательный экспонат музея – «Древо жизни», на веточках которого развешаны горшочки, сделанные малышами в первый год обучения. «Веточки стремятся к солнцу так же, как дети тянутся чему-то хорошему, прекрасному», – поясняет мастер:

– Я самовыражаюсь в работе с детьми, потому что мне это нравится. Ведь кто-то всё это должен продолжить.

Древо жизни
Дерево жизни

Тиснёные братины в печи
Изделия в печи

Деревянные палочки для тиснения
Палочки для тиснения

Работы учеников
Аппликация соломкой

Детские панно

Валерий Николаевич Берёзкин
На Ганзе

P.S. Побывать в «Кудесниках», познакомиться с мастером, поработать на гончарном круге, ощутить теплоту глины могут при желании не только местные ребятишки – в рамках проекта «Волшебный ларец» Чечулинский районный центр фольклора и досуга принимает детей на двухчасовую программу, включающую 2 мастер-класса, народные игры и чаепитие.

Фото 2, 3, 17 предоставлены мастером.
Остальные фото автора.