Мастера новгородские: Надежда Соколова. Авторская кукла и коты на шёлке

«…Мой путь один, всего один, ребята – мне выбора, по счастью, не дано», - так, как у Владимира Высоцкого, бывает нечасто. У кого-то, чтобы найти себя, уходят многие годы, кому-то это не удаётся вовсе. И это огромный подарок, когда уже в начале жизни ты знаешь, чем будешь заниматься.

Именно так случилось с Надеждой Соколовой, создающей изящные, пронизанные светом батики и удивительную авторскую куклу:

– Когда меня в детстве спрашивали «кем ты будешь?», отвечала – «художницей». Я всегда рисовала, сколько себя осознаю.

Потому-то и художественная школа, и Новгородское училище культуры, и факультет искусств и технологий в ВУЗе – это всё были естественные и осознанные шаги к возможности профессионально заниматься любимым делом.

Начинала Надежда с миниатюры в технике новгородской школы иконописи, с 2000 года занимается росписью по шёлку, а с 2007-го она под впечатлением работ своей коллеги из Петрозаводска погрузилась в особый мир декоративно-прикладного искусства – создание авторской куклы.

Небесный почтальон

Работы Надежды Соколовой не привязаны строго к какой-то технике – в основе всего здесь образ, который трансформируется через сознание художника и воплощается как в форме, так и в мельчайших деталях без какого-либо ограничения, руководствуясь лишь творческим воображением автора.

–  Куклы – это объем. Батик, миниатюра, живопись – это плоскость, а мне всегда хотелось выйти на объем, – признаётся Надежда.

Художнику здесь интересно и внешнее – например, выискивать материалы, фурнитуру для осуществления задумок, и внутреннее – создавая куклу, Надежда вкладывает в неё  впечатление, образ, философию.

Работа «Вавилон» сделана мастером как напоминание о том, что все мы сейчас находимся в состоянии разобщённости, этого предостаточно в жизни и не нужно это тащить ещё и в семью.

Вавилон

Темы для работ, по словам Надежды, приходят под впечатлением хороших фильмов, музыки, поэзии – всё это может стать точкой отсчёта для создания образа.

Так случилось, например, после фильма «Заветы юности» (в российском прокате он шёл под названием «Воспоминания о будущем»), снятом по автобиографическому произведению Веры Бриттен о Первой мировой войне. Фильм поразил Надежду, сюжет и стихи Рональда Лейтона, прозвучавшие в экранизации, наложились на образ её отца, который был военным, и появилась пронзительная работа «Фиалки плокстерского леса» – архангел-защитник в солдатской шинели, склонившийся над случайно примятым цветком. 

Фиалки

Музыка – тоже очень сильный «стимулятор» воображения для мастера: по её признанию, Борис Гребенщиков своими песнями может рассказать ей то, чего она не знает. Есть любимые песни «Сплина», а недавно её «познакомили» с музыкой певицы и композитора LP (Лоры Перголизи), которая потрясла художницу, и под этим впечатлением родился батик «Совы».

Совы

Свою историю может рассказать Надежде и заказчик, а она уже по-своему воплощает её в батике. «Я не реалист, не делаю каких-то портретных сходств, – поясняет Надежда. – Я не беру предоплату и не утверждаю с заказчиками эскизы. Если понравится результат, человек его покупает. Обычно так и происходит». Для мастера важно, чтобы её работы покупали:

– Вытащить из кошелька деньги и купить – это потолок признания человеком тебя как художника. Если ты берёшься за куклы, то ты должен сделать такую куклу, которую сам готов купить – тогда твоя цель достигнута.

Однако если в росписи по шёлку Надежда, хоть и по-своему, но готова воплотить историю заказчика, то с куклами, по словам мастера, «обычно люди играют в мои игрушки». Хотя и в куклах есть темы, пришедшие с подачи заказчиков, но при этом такая тема должна Надежду по-настоящему зацепить.

Так произошло с Японией. На выставке «Международный Салон кукол» в Москве, в которой Надежда участвует ежегодно, один из коллекционеров предложил ей создать коллекцию в стиле городского пейзажа Кацусико Хокусая. В творчество этого японского графика XVIII века Надежда влюблена с юности, поэтому с радостью за это взялась. Созданную ею коллекцию заказчик полностью выкупил, но тема Японии её не отпускает, и Надежда продолжает фантазировать в этом направлении.

Кодомо-но Хи
Кодомо но Хи

После того, как задумана тема куклы, мастер определяет форму, делает эскиз. По мнению Надежды, для профессиональной работы очень важен «багаж», полученный в своё время в процессе образования: знание композиции, цветотона, светотона, рисунка – это та основа, которая даёт свободу в воплощении творческих идей.

Так как Надежда не любит подставки под куклы, она продумывает точки опоры, распределяет центр тяжести, чтобы кукла сохраняла равновесие. Высший пилотаж, по мнению художника, поставить куклу только на 2 ноги, но это, по её признанию, удалось ей пока лишь раз. В остальных случаях куклы опираются на различные элементы формы (крылья, например), также мастер используют противовесы, утяжелители.

Куклы состоят из многих составных частей. Головы, руки лепятся из японского пластика Premier. Крылья из перьев Надежде не нравятся, поэтому она делает их из картона, придавая ему нужную форму, пока он влажный, а затем обмазывая пластиком и декорируя элементами, вылепленными отдельно опять же из пластика.

Заготовки

После изготовления и сушки части куклы шкурятся, окрашиваются акриловыми красками и прикрепляются к основе из фольги и папье-маше. Для детализации формы используются стеки. А дальше для законченности образа в ход идёт всё, что предложит фантазия художника: ткани, нитки, бамбуковые палочки, трессы, металлическая фурнитура и т. д., и т. п.

Например, для работы «Фиалки плокстерского леса» необходимо было сукно – после размышлений и поисков мастер наткнулась на… банные шапки, которые и пошли на шинель для архангела.

Работы Надежды Соколовой насыщены символами. К примеру, «Гномушки» - это бабушка с дедушкой, которые долго-долго живут вместе, и подсолнухи символизируют их многочисленных внуков. А вот в батике «Безумное чаепитие» по мотивам Кэрролловской «Алисы» использованы часы, и они ходят (на батарейке), но при этом множество чашек, представляющих часовые отметки, не позволяет определять время – оно тоже сумасшедшее в этом сюжете.

Гномушки

Безумное чаепитие

Иллюстрирует художественные сюжеты Надежда с удовольствием, и это находит живой отклик среди заказчиков – в настоящее время мастер создаёт батики на сюжет «Алисы в стране чудес» для коллекции одежды по заказу дизайнера-модельера из Иркутска.

Вообще, батик Надежды Соколовой, как и всё её творчество, не канонический – это скорее свободная роспись по ткани, в которой смешаны техники миниатюры, батика и пр. И в этом её изюминка, её оригинальный стиль.

Коты Ты и я

Работы новгородского художника украшают и городское кафе (Коты-знаки Зодиака в La chatte), и галереи кукол, и дома, квартиры, офисы по всему миру. Каждая из них несёт информационную энергию и удивительно вписывается в интерьер в доме своего владельца.

Одна из недавно законченных работ Надежды Соколовой - «Японские боги счастья», которых художник посадила на баржу – её как полочку можно повесить в доме на уголки. 7 божеств японского, китайского и индийского происхождения, символизирующих разные составляющие счастья, в Японии без всяких предрассудков объединили, руководствуясь только их сутью. По поверью, они плывут на лодке и заходят в гавани к людям раз в году – на Новый год, принося им богатство и удачу.

Пантеон японских богов счастья
Боги счастья

На чемоданах
На чемоданах

Надежда Соколова в своей мастерской 
Надежда с Ёлкой

Фото 1, 2, 7, 11, 12, 13 - автора.  
Остальные фото с сайта livemaster.ru и из группы «Батик и куклы Надежды Соколовой».