Новая Евразия

Советская экономика и государственный капитализм

До сих пор очень часто даже в среде левых можно услышать утверждение: «В Советском Союзе был не социализм вовсе, а государственный капитализм!» Говорится об этом походя, как о совершенно очевидном, повсеместном и даже доказанном тезисе.

Действительно, эта точка зрения давняя и среди западных марксистов даже умеренно известная. Правда, у нас мало кто знает, кто ее высказал одним из первых. Скорее всего, это был Тони Клифф – британский марксист, который в 30-х гг. участвовал в работе троцкистского Четвертого интернационала, а затем, разочаровавшись в идеях учителя, подверг критике его концепцию СССР как деформированного рабочего государства. В 1947 году (за год до оруэлловского «1984») он выпустил книгу «Государственный капитализм в России». Лично я не видел ни одного российского марксиста (и тем более немарксиста), который бы эту книгу читал (хотя она издана и в русском переводе, и судя по Интернету, читатели у нее все же есть). Но основная ее идея распространена у нас так же широко, как и идея его современника и собрата по очернению советского социализма (тоже, кстати, бывшего троцкиста) Оруэлла.

В этой статье я намерен опровергнуть тезис о том, что в СССР существовал госкапитализм. Однако я не буду для этого разбирать книгу Клиффа (это увело бы нас в сторону, поскольку вопрос связан с оценкой сталинского бюрократического термидора). Я поступлю проще. Я возьму сами определения капитализма и госкапитализма и сопоставлю их с той экономической системой, что была в СССР. В результате читатель сам увидит, что если между ними и было сходство, то не более чем внешнее.

Меня, правда, могут спросить: а какой смысл во всем этом? Не уподобляемся ли мы тем схоластам, которые спорили о том, сколько чертей (или ангелов) могут уместиться на кончике иглы? СССР перестал существовать 30 лет назад, и что за строй в нем был – социализм, госкапитализм, неоазиатский способ производства – так ли это важно? Однако я думаю, что СССР не умер. 30 лет назад перестало существовать советское государство.

Но советское жизнеустройство, специфические жизненные политические, экономические, коммуникационные практики, то, что после С. Г. Кара-Мурзы принято стало называть советской цивилизацией, продолжает существовать, хоть и в полуразложившемся состоянии. Россия сегодняшняя – прямое продолжение советской цивилизации, и не поняв общества, в котором мы жили, мы не поймем общества, в котором живем.

Начнем с элементарного вопроса: что же такое капитализм? Задавать элементарные вопросы очень полезно, это придает ясность дальнейшему изложению. Согласно классикам марксизма, капитализм – такая общественно-экономическая формация, при которой в процессе производства участвуют буржуа (капиталисты) и пролетарии (наемные работники). Буржуа или капиталисты – это собственники средств производства (сырья, машин и механизмов), а также продукции, которая получается в результате производства. Пролетарии – собственники своей рабочей силы, которую они продают капиталисту повременно (а не раз и навсегда, иначе они бы превратились в рабов) и получают за это денежную оплату (заработную плату).

Маркс настойчиво подчеркивал, что характерной чертой пролетария является его личная свобода. Во-первых, он подчиняется капиталисту только во время работы и в той мере, в какой это требует процесс производства, во всем остальном он предоставлен самому себе. Во-вторых, рабочий свободно выбирает место работы и отправляется туда, где за его рабочую силу платят больше. При этом капиталист также свободен в выборе рабочей силы и может уволить рабочего и нанять нового.

Очень важно помнить, что капиталистическое производство – высшая форма товарного производства. Капиталист производит не просто продукцию, а товары, то есть производит нечто для продажи, чтобы получить прибыль. Само капиталистическое производство (в отличие от цехового производства феодальной эпохи) построено так, чтобы продукции было как можно больше (достигается это за счет разделения операций в процессе труда). Цель капиталистического производства – получение все большей и большей прибыли, ибо капитал, по определению Маркса, не что иное, как возрастающая прибыль, он стремится к постоянному росту.

Рабочий, кстати, также работает при капитализме для денег, и если ему предложат получить зарплату продукцией, он будет возмущен. Это действительно было бы бессмысленно; при капитализме процесс производства настолько дифференцирован, что необходимые для жизни блага можно приобрести только на рынке. Ты производишь что-нибудь одно, специфическое, например, ножки для табуреток или статьи в таблоид, но питаться этим нельзя, все необходимое для жизни придется покупать. Капиталистическое производство предполагает разделение труда, и значит, существование развитого рынка или рыночную форму распределения производимых обществом материальных благ.

Итак, основные черты общества капитализма:

  • Частная собственность на средства производства и на рабочую силу.
  • Свобода пролетария в выборе места работы и свобода капиталиста в выборе рабочих.
  • Рынок как форма распределения материальных благ, товарный характер производства и денежная форма оплаты труда.
  • Рост прибыли как цель производства.

Таков капитализм по существу.

Однако частная собственность на средства производства может принадлежать не обязательно отдельному индивиду – капиталисту. Она может принадлежать группе капиталистов (тогда это будет акционерное общество) или даже всему государству, которое в таком случае превращается в одного большого капиталиста. При этом собственность все равно остается частной и не превращается в общественную, ведь государство – только часть общества.

Итак, при государственном капитализме все (или почти все, или все основные) предприятия в стране национализируются, передаются в собственность государства. Во главе заводов, фабрик, концернов становятся государственные чиновники – директора. Они управляют вверенными им предприятиями не в соответствии со своей свободной волей (как частники-капиталисты), а в соответствии с волей вышестоящих чиновников и в конечном итоге – всего государства, решения которого воплощены в резолюциях правительства, министерств и т. д.

Невнимательный читатель увидит здесь явное сходство с советской социалистической (он, конечно, поставит это слово в кавычки) экономикой. А внимательный читатель, склонный размышлять над прочитанным, не станет спешить с этим и, подумав, найдет множество различий. Ведь во всем остальном государственный капитализм ничем не отличается от обычного, классического, раннего капитализма. Рабочие здесь все равно – наемные работники, целью производства является максимальная прибыль, полученная продукция распределяется через рынок. При советском социализме же, как скажет всякий, кто жил в этом обществе, все обстояло иначе.

Возьмем СССР эпохи зрелого сталинизма (1930–1950 гг.). Это классическая эпоха советского социализма. Можно ли было про рабочих в этом обществе сказать, что они «свободные продавцы своей рабочей силы», как Маркс определил пролетариев при капитализме? Конечно, нет. Даже сам Клифф признает, что сталинская система законов не позволяла рабочим по своей воле переходить с одного предприятия на другое (это касалось не только рабочих, но и инженеров, и руководителей производства вплоть до директора). Для этого нужно было получить разрешение вышестоящего начальства. Более того, место работы указывалось в сталинском паспорте 1932 года, как и место жительства.

Да и найма как такового не было, если учесть, что наем предполагает свободный выбор. Все выпускники советских вузов, ссузов и ПТУ распределялись на определенные предприятия – независимо от того, хотели они этого или нет. Они вынуждены были там работать определенный срок (от 3 лет), но с учетом запрета на своевольную смену места работы часто это было пожизненное распределение. Где им трудиться, решало за них министерство, которое исходило из того, где в СССР есть нужда в рабочей силе данной специализации. С выходцами из деревень было еще интереснее. Чтобы свободно поступить на городское предприятие, нужно приехать в город, а чтоб находиться в городе, нужен был документ о том, что ты уже работаешь на одном из предприятий этого города. Выход был единственный: завербоваться в ходе набора трудовых ресурсов.

Итак, рабочая сила в СССР не была частной собственностью, товаром, который рабочий продает капиталисту, пусть и коллективному, государству. Она была трудовым ресурсом, который государство распределяло в соответствии со своими нуждами. То есть она, как и средства производства, была собственностью государства. Следовательно, работники госпредприятий не были пролетариями, которые свободно продают свою рабочую силу на рынке труда. Они были своего рода госслужащими (как и их руководители), которые служили государству и получали за это оклад.

Это тоже очень важный момент. Государство в СССР, в отличие от стран капитализма, не являлось лишь частью общества. В СССР не было никакого гражданского общества (т. е. общества, не охватываемого государством). Государство было тотальным, оно охватывало все общество. Существовал некий кентавр «государство-общество». Все, от члена ЦК партии и министра до дворника, каким-либо образом служили государству.

Не служить государству в СССР значило не работать, а это влекло за собой обвинение в тунеядстве, суд и уголовный срок, в ходе которого все равно заставляли работать на государство. Если оставить в стороне детей и инвалидов, была лишь одна прослойка советских граждан, освобожденная от службы – пенсионеры, которые официально находились на заслуженном отдыхе. Но и им давались общественные поручения – например, рассказывать молодежи о героическом прошлом.

Итак, государство в СССР нерыночным способом распределяло трудовые ресурсы. Это было основным условием социалистической экономики. Отношения между организующей прослойкой и трудовой прослойкой в советском государстве-обществе были нерыночными. Российский экономист О. Э. Бессонова называет такую форму распределения раздатком, а такую экономику – раздаточной. Она принципиально отлична от рыночной экономики, поскольку вместо цикла: «купля – продажа» здесь цикл «сдача государству – раздача государством».

Организаторская прослойка советского государства-общества распределяла специалистов на предприятие (раздавала трудовые ресурсы), обеспечивала их всем необходимыми – от квартиры до спецодежды и еды (раздавала необходимые жизненные блага). Трудовая прослойка трудилась и сдавала результаты своего труда организаторской прослойке, которая распределяла их по стратам общества в соответствии с заявками и планом. Мы и самим можем убедиться, что это не рыночное распределение.

Могут возразить, что в советском обществе все-таки были деньги. Зарплата выдавалась деньгами, законы рынка действовали. На это можно ответить следующим образом. Первое – советское общество и не было полностью социалистическим и планово-раздаточным. В нем существовали и легальный, и нелегальные сектора рынка. В этом смысле оно не могло обойтись без денег. Второе – значительное количество жизненно важных благ советские люди получали бесплатно, то есть без участия денег. Такие блага не были товарами, так как были исключены из рыночного обращения.

Например, нерыночном способом советские люди получали жилье (квартиры, комнаты в общежитиях, в коммуналках и т. д.), среднее, средне-специальное и высшее образование, медицинские услуги, спецодежду для работы, проезд в служебном транспорте (от служебных автобусов для рабочих до служебных легковых машин для руководителей). Не были товарами также средства производства, сырье, советские предприятия получали их за безналичные, «счетные деньги», которые по сути являлись не деньгами, а учетными единицами. Их нельзя было обналичить и использовать на рынке (когда в годы перестройки это стали делать, социалистическая экономика рухнула). Третье – даже если советские люди и покупали продукты в магазине, то зачастую по цене ниже себестоимости (это касалось, например, хлеба). Фактически это тоже не было рыночной операцией, потому что не соблюдался главный закон рынка – закон эквивалентности обмениваемых товаров.

Советский госмагазин был не столько магазином в рыночном смысле, сколько общедоступным распределителем (этим отличавшимся от спецраспределителя, предназначенного для определенной страты населения, например, работников обкома, загранработников, ветеранов ВОВ и т. д.). В идеале советское общество могло бы обходиться и без денег, и в значительной степени и обходилось без них, а там, где их использовали, они часто выполняли роль «рабочих квитанций», а не меры стоимости. О каком же госкапитализме может идти речь, если порой даже не было денег и денежных обменов?

Ну и, наконец, как уже говорилось, любой капитализм направлен на получение как можно большей прибыли. Советский уклад и в этом смысле не имел ничего общего с капитализмом. Целью советской экономики была не прибыль, а обеспечение всех граждан необходимыми вещами и услугами. Как остроумно заметил С. Г. Кара-Мурза, если в капиталистическом городе в районе много босяков, а обувной магазин работает с прибылью, магазин выполняет свое предназначение. Если в советском обществе в районе, где расположен обувной, не всем хватило обуви, магазин провалил план.

Итак, советский социализм был похож на госкапитализм только одним: средства производства в нем принадлежали государству. Во всем остальном он принципиально от него отличался. Во-первых, рабочие в СССР не были пролетариями, торгующими своей рабочей силой на рынке труда. Рынок труда вообще отсутствовал (если говорить о госсекторе), а рабочую силу государство распределяло в соответствии с нуждами плана, так как рабочая сила, как и средства труда, принадлежали государству. Во-вторых, результаты труда госпредприятий распределялись не через рынок, как при капитализме, а через раздаток в соответствии с планом и заявками. Причем часто в этом распределении вообще не участвовали деньги. В-третьих, целью производства в СССР была не прибыль, а удовлетворение потребностей населения.

Ну и, наконец, государство было не частью общества, как при капитализме, а охватывало собой все общество. Таким образом ни о каком госкапитализме в СССР говорить не приходится. Основа экономики СССР – планирование и раздаток. Можно спорить, насколько это соответствовало представлениям классиков марксизма о социализме, но капитализмом назвать такое общество и такой уклад хозяйствования точно нельзя. Я предлагаю, не забивая голову ненужными спорами, назвать его реальным социализмом.

Осталось только добавить, что наши оппоненты как последний аргумент приводят следующий: но ведь СССР торговал с капиталистическим миром, например, нефтью и газом! «И что с того?» – ответим мы. Участие в рыночной торговле еще не делает ее субъектов капиталистами. Торговля существовала задолго до появления капитализма. И реальный социализм не превращался в капитализм, продавая за рубеж нефть, газ, автомобили и многое другое.

А вот теперь, используя ту же оптику, посмотрим на современную нам российскую экономику. Мы увидим, что главенствующие позиции занимают так называемые «госкорпорации». Это акционерные общества, то есть чисто капиталистические по форме предприятия, в которых все акции, контрольный пакет или блокирующий пакет принадлежат Российской Федерации. Таково, например, АО «Газпром», где РФ прямо или через контролируемые юрлица владеет 50,23% акций. Это дает право РФ назначать руководство компании и распоряжаться ее имуществом. Но это не делает АО «Газпром» некапиталистическим предприятием, и «национальным достоянием» компания является только в рекламном слогане.

Порой лоялисты, отвечая на требования о национализации ресурсодобывающих отраслей, лицемерно пожимают плечами: о какой национализации вы говорите? У нас и так вся нефть, газ и прочее контролируется государством через контрольные пакеты акций соответствующих АО. Делая вид, что они не понимают, в чем разница. А разница принципиальная. Национализированное предприятие должно быть действительно «народным достоянием» и управляться государством в интересах нации, а не ради извлечения (и вывода в офшоры) прибыли. В случае же когда государство «владеет пакетом акций», то государство является просто одним из акционеров, то есть капиталистов. А предприятие остается в частной капиталистической собственности и используется для извлечения и распределения прибыли.

Экономика Советского Союза не была государственным капитализмом. Это была именно что реальная социалистическая экономика (то есть такая, какой она смогла стать в реальности, а не в теориях). А вот современная Россия живет при строе, который можно назвать государственно-олигархическим капитализмом.

Рустем Вахитов

Родился 16 октября 1970 года в городе Уфе. Кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета (г. Уфа). Занимается изучением классического евразийства, советского марксизма, русского платонизма, университетского образования и этнополитических процессов в Евразии. Автор 3-х монографий, 2-х книг публицистики и около 200 научных публикаций, в том числе в журналах «Вопросы философии», «Платоновские исследования» и изданиях США, Франции, Сербии. Лауреат премии «Слово к народу».

View Comments

  • Сразу видно, что автор не экономист по образованию. Иначе бы он все видел иначе. Вообще, главное понятие не рынок, как его описывает втор, а товарное производство: знаменитое марксово товар-деньги-товар. По Марксу бывает только товарное производство: рабовладение, феодализм, капитализм. И нетоварное: первобтнообщинный строй (всего мало) и коммунизм (всего хватает, каждому по потребностям, потребности разумны). Что такое социализм? Товарное производство - да! Если вам дают бесплатно квартиру, это не значит, что она совсем ничего не стоит. У любого товара: дефицитный товар, валюта и т.п. была своя цена, рынок специфический, да, но рынок, как его не обзывай. Мы, студенты-экономисты советского периода точно знали, чем отличается политек капитализма от политека социализма: замени прибавочную собственность прибавочным продуктом, а частную собственность на средства производства общественной, и остальной политэк социализма можно не учить, он слово в слово повторяет политэк капитализма, и все.

    • Любопытно, а "товар-деньги-товар" - это не рыночное обращение? Советую заглянуть в "Капитал". Там это называется "формула товарного обращения А что такое рынок как не обращение товаров? Товарное производство невозможно там, где нет рынка, ибо без рынка потребительская стоимость - не товар. Что же касается рабовладения и феодализма, то еще раз настоятельно советую читать первоисточники. Например "Формы, предшествовавшие капиталистическому производству" Маркса. Пятичленная схема формаций была придумана в СССР в ходе 1-го спора о азиатском способе производства (в 1920-е Василием Струве).. У Маркса ее нет в том в виде, в каком она была в советских учебниках

  • Это ж надо 30-е, 40-е... Открой уже В.И. Ленина и найди, как он описывает госкапитализм... Вкратце, что запомнил, чтоб тебе - "марксисту" - объяснить. Коммунизм состоит из двух стадий. Первая - начальная - социализм. При нём ещё недостаточно производительных сил, чтобы перейти к коммунизму. При нём будут ещё "пережитки" капитализма. Такие как индустриальное производство, товарно-денежный обмен и т.д. Но первое и самое важное - сначала появляется государство рабочих и крестьян под управлением диктатуры пролетариата. Это государство, а не общество - становится главным собственником всех средств производства по итогам пролетарской (социальной, социалистической) революции. Вот это состояние, когда государство - главный собственник - и называется Лениным (а может и до него ещё кем) - госкапитализмом. Сразу же им оговаривается, что это состояние будет при социализме, на начальной стадии, при развитом уже не будет. Отличие госкапитализма (иногда даже в качестве синонима используется и госсоциализм у марксистов и их критиков для этой системы, что многих и путает, так как госсоциализм - это отдельное направление в социалистических учениях) от капитализма состоит в том, что государство по функционированию, про производству, как аппарат ещё капиталистическое, а общество по своему устройству - на что важно обратить внимание - уже социалистическое. В этом собственно госкапитализм и состоит. Поэтому ничего зазорного в таком термине, как госкапитализм с точки зрения марксизма - нет. Другое дело, что советская пропаганда сделала этот теоретический концепт жупелом. В отношении маоистского Китая. Кляли госкапитализмом Китай. А маоистский Китай в ответ клял СССР социал-империализмом, термином, который использовал также В.И. Ленин, И.В. Сталин, хотя первым начал использовать ещё Бруно Бауэр.

    То есть, если б я был марксистом, я бы вообще не переживал по такому надуманному поводу, как то, что СССР называют госкапитализмом. А ты тут нагородил огород.

Recent Posts

КАК В РОССИИ ПЕРЕДАЮТ ВЛАСТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ?

Дочь бывшего министра обороны Сергея Шойгу, сын экс-секретаря Совбеза Николая Патрушева и сын нынешней главы…

2 часа ago

Америкой управляют идиоты, — заявил Дональд Трамп

Выборы президента США состоятся 5 ноября

4 часа ago

Грета Тунберг осваивает новую поляну

Зачем глобалисты финансируют пропалестинские митинги

20 часов ago

Покушение на Фицо. Что известно на этот момент

15 мая на премьера Словакии Роберта Фицо совершено покушение во время выездного заседания правительства

22 часа ago