Один Бэдкомедиан в плаще белом стоит, или Рука рынка, которая показывает зрителю «фигу»

Евгений Баженов, он же – BadComedian (Бэдкомедиан), может по праву называться самым популярным российским кинообзорщиком. Его критические разборы новинок отечественного и зарубежного кинематографа редко собирают меньше десяти миллионов просмотров за счет многочисленной постоянной аудитории, почти безгранично доверяющей мнению видеоблогера.

Начав некогда с сугубо юмористических обзоров малоизвестного и очевидно низкокачественного кино, к настоящему времени Евгений преимущественно переключился на обзоры самых громких новинок. Изначальный формат незамысловатых и смешных роликов заметно изменился – юмор, конечно, никуда не исчез, однако теперь почти в каждом обзоре Бэдкомедиан обрушивается с вовсе нешуточной критикой на Фонд кино.

Основные причины критики – некорректное расходование бюджетных денег и поддержка слабых проектов при полном игнорировании достойных, по мнению обзорщика, режиссёров. Евгений утверждает, что неправильная политика фонда не способствует ничему кроме деградации общественного вкуса и общего упадка культуры.

Основная часть преданной аудитории Бэдкомедиана относится к его борьбе со всей серьезностью. После его разгромных обзоров, выходящих на YouTube, подписчики спешат на сайты вроде «Кинопоиска», где массово выставляют очередному раскритикованному фильму минимальные оценки. После подобных рейдов рейтинг фильма обычно падает ниже некуда, даже если изначально был вполне высоким. Другая же часть аудитории относится к подобным набегам, да и в принципе к непримиримой войне против «неправильных» решений «Фонда кино», с заметным скепсисом. Зрители, полюбившие блогера за очевидно развлекательный контент, с трудом переносят пафосные речи о необходимости спасать культуру.

Они с ностальгией вспоминают времена, когда Бэдкомедиан обозревал не масштабные (пусть и не всегда удовлетворительные) кинопроекты, осуществляемые при серьезной финансовой поддержке «Федерального фонда кино», а заведомо нелепые, проходные и малобюджетные фильмы, интересные только своим исключительно низким качеством. Так или иначе, очередной обзор, вышедший на канале Евгения, хотя бы временно примирил эти группы. Речь идёт об обзоре на фильм «Непосредственно Каха».

Стоит сразу оговориться, что съёмки этого фильма обошлись без поддержки «Фонда кино». Снял фильм известный режиссёр Виктор Шамиров, а за основу был взят успешный юмористический интернет-сериал. То есть интернет-проект, раскрученный усилиями создавших его блогеров, теперь вышел ещё и на больших экранах. Благодаря популярности сериала и настойчивой рекламе фильм оказался самым кассовым среди всех вышедших в России за период пандемии фильмов. Евгений Бэдкомедиан крайне отрицательно отреагировал на подобные успехи картины и категорично заявил, что это однозначно худший фильм, который он когда-либо видел.

Обилие примитивных шуток «ниже пояса», отсутствие если не положительных, то хотя бы не отвратительных персонажей, весьма сомнительная мораль и в целом халтурная работа почти всех, участвовавших в создании фильма, – на эти и другие недочёты картины обрушивается с критикой Бэдкомедиан в первой половине своего обзора.

Однако простым перечислением и высмеиванием слабых сторон обозреваемых фильмов Евгений уже давно не ограничивается, поэтому во второй части обзора он переходит уже к более серьёзным вопросам.

По мнению блогера, финансовый успех этого фильма и предшествующего ему интернет-сериала не говорит ничего хорошего о состоянии культуры. Создатели фильма упорно называют своё детище «новым Шуриком» в том смысле, что, как и в «Кавказской пленнице», в фильме «Непосредственно Каха» обыгрываются в юмористическом ключе особенности менталитета жителей Кавказа. Бэдкомедиан соглашается сравнить фильм Шамирова с классическими советскими фильмами, однако итоги сравнения явно не в пользу первого.

Между почти архетипичными, глубокими персонажами из «Кавказской пленницы» или, например, «Мимино» и беснующимися, предельно отталкивающими героями «Кахи» действительно трудно найти какие-либо сходства. Если это и есть наш «новый Шурик», и даже больше, – если это наш новый кинематограф, то прогнозы относительно будущего нашей культуры действительно не слишком-то обнадёживают.

Однако Бэдкомедиан не считает, что хорошие режиссёры поголовно перевелись, в своих интервью он нередко упоминает некоторое количество очевидно одарённых творцов. Проблема, скорее, в том, что на вершины успеха пробиваются не самые достойные. Причем если в большинстве своих последних обзоров он возлагал ответственность за это на неумелую политику «Фонда кино», то в случае с фильмом «Непосредственно Каха» пенять остается только на самих себя. Не деятели этого фонда сделали фильму кассу.

Бэдкомедиан разбирает и сам блог создателя интернет-сериала, сыгравшего главную роль и в фильме.

Понятно без подсказок, что «Каха» никакой не Шурик, но, кажется, он даже не Остап Бендер – тот, как известно, «чтил уголовный кодекс». Евгений приводит в ролике десятки случаев рекламы блогером официально запрещённых букмекерских контор и казино, сайтов, предлагающих купить поддельные документы, «решить проблемы» с ГИБДД, получить доступ к ворованным аккаунтам и так далее.

В общем, из ролика Бэдкомедиана непонятно, гнушается ли хоть чем-то «Каха» в стремлении заработать. Так или иначе, российский зритель внёс щедрый вклад в успешность этого молодого человека. А тот, в свою очередь, дал понять в одном из интервью, что успешный прокат первой части является как бы знаком для него, чтобы снять и вторую часть, и третью, и вообще многосерийный фильм, может быть, не заставит себя ждать.

Евгений Баженов, конечно, не единственный в России кинокритик. И далеко не самый компетентный. Однако не складывается ли ситуация таким образом, что он единственный медийный человек, всерьёз способный громко и убедительно заявить, что тот или иной фильм, идущий во всех кинотеатрах страны, может быть, и не должен идти в них? Да и то его обзоры выходят уже после основных кассовых сборов. Ну и относится всё это всегда только к кинематографу.

Если фильм «Непосредственно Каха» хотя бы спустя время получил заслуженную критику, то музыкальный исполнитель Моргенштерн так и продолжит собирать залы и ставить новые рекорды по прослушиваниям. И своего музыкального Бэдкомедиана на него не предусмотрено.

Но, может быть, кого-то успокоит, что даже если сегодня «невидимая рука рынка» и складывается в фигу уважающему себя зрителю, то всё равно ведь она остаётся рукой свободного рынка. В Советском Союзе была цензура, это мы знаем. И теперь, когда её нет, у нас всех есть возможность посмотреть «нового Шурика», новую «Кавказскую пленницу», новую «Иронию, или С лёгким паром» и другие обновленные фильмы. Как знать, может быть, не за горами и новый «Броненосец "Потёмкин"», снятый Крыжовниковым или Андреасяном. Внимательно следим и делаем выводы.

Фото: BadComedian / YouTube