Мисс новая Америка, или Конец Дон Кихота (часть 1)

Посмотрите на Чудо-женщину или Капитана Америку: они выглядят настолько органично и цельно в своих киновселенных, что складывается ощущение, как будто именно такими они сразу и появились в сознании своих творцов — по прихоти вдохновения, как моментальное фото, полароид, так что вся работа художника в идеале должна была свестись лишь к тому, чтобы максимально точно перенести картинку с воображаемого снимка на бумагу, дабы после киношники уже смогли сгенерировать образ на экране. Однако это не совсем так.

Нет, момент творческого прорыва, озарения/вдохновения, конечно, присутствует (как же без него-то!), но при этом не надо забывать, что супергерои — это не просто герои, но герои с явной дидактической функцией: их смысл не столько в репрезентации реальности, сколько в трансляции нравственного идеала (и в этом их схожесть с героями мифов, по сути, они и являются их дале-е-екими потомками). Говоря иначе, они призваны на экраны не отражать изменчивые перипетии современности (хотя без этого, понятно, никуда), но — являть собою образец для подражания, закладывая не только субстанциональные этические принципы, но — в ряде случаев — и национально-государственные идеологемы, которые, разумеется, не могут не репрезентироваться и в их внешнем облике.

В этом плане Капитан Америка является идеальным супергероем — выразителем национально-государственного начала, причем не только на содержательном (поведенческом) уровне, но и формальном, по существу, олицетворяя саму идею США, ее субстрат, что находит выражение в его костюме, напоминающем/дублирующем американский флаг. Точнее, Капитан Америка был таким супергероем до некоторых пор. Поскольку время, требующее гендерного эквилибриума, ставит его одинокую фигуру в заведомо слабую, ущербную, если не сказать антидемократическую позицию, противоположную той гендерной этике, за которую ратуют и которую в некоторой мере насаждают Штаты и Евросоюз.

Выправить положение, по идее, должна была Чудо-женщина, синие трусы которой еще в далеком 1975-м превентивно усыпали звездами, дабы придать сходство с американским флагом, а металлический бюстгальтер/нагрудник изобразили в форме птицы, напоминающей белого орлана с распростертыми крыльями, что отсылает к американскому гербу. Но победоносного шествия нового героя, извините, героини, уравновешивающей Капитана, не получилось: спустя три года сериал закрыли, казалось бы, навсегда позабыв о проекте.

МНА 1

Забвение оказалось хоть и не вечным, но весьма долгим: проект попытались реабилитировать лишь спустя несколько десятилетий — в 2011 году, но результат вышел еще плачевнее: дальше «пилота» новый сериал не пошел. Однако, что важно отметить, в версии-2011 внешний облик Дианы Принс претерпел определенные изменения: если бюстгальтер/нагрудник остался практически в неизмененном состоянии, то вместо трусов ее облачили в синие облегающие штаны, разместив звезды на внешней боковой поверхности в виде своеобразных «прерывистых» лампасов. Отчего Чудо-женщина стала больше походить на — плюс ее лассо правды! — героев вестернов, чем на воинственную амазонку. Что на общем фоне не столько ухудшало ситуацию, сколько свидетельствовало о том, что все попытки вылепить из Чудо-женщины гендерного двойника Капитана Америки неизменно закончатся полной потерей идентичности первой. Вероятно, поэтому в последней (2017) версии супергероини создатели решили полностью отказаться от государственно-национальной символики в пользу исторических корней и самобытности, тем самым как бы просигнализировав, что место женской ипостаси «ходячего американского флага» вакантно и ждет своих претенденток.

Ждать, по современным меркам, пришлось изрядно — аж целых три года, так что остается даже подивиться нерасторопности голливудских дельцов, маркетологов, продюсеров и прочих: в эпоху шагающего по Америке голема феминизма упустить такую тему — это надо постараться! И такое чувство, что киношники и те, кто около оных, точнее, над, так до конца и не осознали, что Капитан Америка без Капитанши США — это просто плевок в сторону феминистского движения, который не долетает до своей цели лишь благодаря наспех слепленному подростковому сериалу «Старгерл», героиня которого в своем костюме расцветки американского флага с белой звездой на груди, по всей видимости, и появилась на экране, чтобы заполнить пустую лакуну национальной супергероини, со своей командой, спасающей несколько миллионов взрослого населения Штатов от неминуемой смерти, а еще несколько десятков миллионов — от коллективной промывки мозгов.

МНА 2

Но это, понятно, станет известно лишь в самом конце истории, то есть в последних сериях первого сезона, а в начале мы видим пятнадцатилетнюю школьницу Кортни Уитмор, очень недовольную тем, что ее мать Барбара вместе с недавно приобретенным отчимом решили переехать в родной городок первой. Впрочем, справедливости ради отметим, что телешоу начинается не с этого, но с того, что команда хороших супергероев под неброским названием «Общество справедливости Америки» (ОСА) под предводительством Стармена терпит сокрушительное поражение от команды плохишей – «Общества несправедливости Америки» (ОНА), которым руководит некто Сосулька (злой суперзлодей со сверхспособностью превращать все в лед). В той эпической битве выживает лишь Пэт Дуган, гордо именующийся помощником Стармена (Часовщика с женой в скором времени настигнет смерть от лап чудовища), но выполняющий сугубо вторичную функцию оруженосца. Пэт, к сожалению/к счастью (кому как больше нравится), лишен супергеройских способностей, что, впрочем, компенсируется силой духа и высокими умственными способностями. Он в одиночку из старых автомобилей, годные части которых покупает на свалке, создает боевого летающего робота, тем самым как бы являясь аналогом Железного человека, правда, без «суперспособности Бэтмена», которая в высшей степени характерна и для Тони Старка — многомиллионного состояния. Ну да, не будем забывать, что сериал рассчитан на подростков, отсюда, надо думать, и этот message: не в деньгах счастье и уж тем более не в их количестве, но в следовании своему гражданскому долгу. И законопослушный Пэт Дуган старательно пытается ему следовать, став отчимом Кортни, то есть пытается заменить ей отца. Но выходит чуть ли не с точностью до наоборот: Кортни заменяет Стармена.

А происходит это так. При переезде в новый дом от внимания любознательного подростка не укрывается уж какое-то больно трепетное отношение Пэта к одному из ящиков, который он, предварительно отогнав грузчиков и несмотря на его приличные габариты, затаскивает в дом лично, будто в нем не какое-нибудь барахло, а нечто очень ценное, хотя он и говорит обратное. И уже в первой серии Кортни проводит инспекцию содержимого и обзаводится оружием Стармена — Космическим Жезлом, о природе которого мало что известно: только то, что он феномен неземного мира, причем наделенный разумом. Да, ни много ни мало. Кроме того, его можно использовать как средство передвижения и как оружие: Жезл испускает то ли световые, то ли лазерные лучи с большой мощностью поражения. Но вся изюминка состоит в том, что Жезл не дается в руки, то есть не приходит в состояние боевой готовности, кому попало. А вот нашу героиню он признает сразу. И остается лишь гадать: почему? Но, поскольку в сериале это не раскрывается (на дополнительные подробности фильм весьма скуден, я бы сказал, до неприличия), нет даже намеков ( «кровная теория», будто Кортни является дочерью Стармена, лопается, как воздушный шарик, ближе к концу первого сезона), то за рабочую версию (по принципу «бритвы Оккама») приходится брать самый банальный вариант: исходя из моральных качеств Кортни — ее жажды справедливости, высоких нравственных стандартов, развитой эмпатии и чувств солидарности и доброты, которые она успешно и перманентно демонстрирует в течение всего кинематографического, точнее, визуального, ибо на первое не тянет даже с большой натяжкой, действа.

Пэт

Практически сразу авторы сериала выводят на сцену и главного антагониста, которым, вопреки ожиданиям, является не Сосулька, а Озарение — член ОНА, обладающий такими паранормальными способностями, как телекинез и ясновидение. По сути, именно ему принадлежит ключевая роль в плане ОНА под кодовым названием «Новая Америка». Злодеи хотят подключить Озарение к транслятору, через который он возьмет под контроль население шести штатов (ближе концу его способности усилятся, а аппетиты возрастут до двадцати) и перепрограммирует умы всего взрослого населения (на детей эта операция почему-то не действует). После трансформации люди станут куда гуманнее и нравственнее: их мысли очистятся. По конституции ОНА декларируется: борьба с глобальным потеплением, переход на солнечную и ветровую энергию, искоренение дискриминации по расе, полу, религии и сексуальной ориентации, улучшение здравоохранения и так далее. В общем, за все хорошее и против всего плохого. Одна проблема: при этой операции неизбежны потери в 25-процентной доле от всех, на кого будет распространено влияние Озарения, то есть из 100 млн человек погибнет аккурат 25. Дело в том, что часть людей, обладающих устойчивой психикой, начнет сопротивляться воздействию, в результате чего, не выдержав напряжения, погибнет. Но ОНА это нисколько не смущает: лес рубят — щепки летят. А вот Кортни с ее командой — даже очень.

Но мы слегка отвлеклись. Почти сразу же Кортни «знакомится» с Озарением, вернее, сначала с его сыном Генри-младшим. Ему Старгерл преподает урок хорошего тона, в результате чего машина его отца, Озарения, превращается в груду хлама (Жезл, как ни крути, мощное оружие). Вот это обстоятельство и заставляет Озарение выйти на охоту, окончившуюся для него не очень удачно: комой. В ней он проваляется почти весь сезон, дав достаточно времени для того, чтобы его сын обрел такие же способности, как у него, а Старгерл собрала свою команду. В новое ОСА вошли три школьных изгоя: Йоланда Монтес, она же — Дикая кошка, Бет Чапел, она же — Доктор Мид-Найт, и Рик Тайлер, ставший Часовщиком, ну и, конечно, Пэт (Железный человек), или, как его окрестила Кортни, простите, Старгерл, Страйп (S.T.R.I.P.E.). Вот они-то, плюс еще Барбара и один из рыцарей Круглого стола, и выступят единым фронтом против ОНА.

МНА 3

Скажем сразу: планам ОНА не суждено будет сбыться, а сама организация плохишей будет ликвидирована, включая всех ее членов, окромя лишь дочери Короля драконов (доктор Ито) Синди Бермэн (ее, вероятно, решили припасти на второй сезон) и чудовища Гранди. Останавливаться подробно на всех перипетиях сюжета — смысла нет никакого: нарратив здесь играет второстепенную функцию, служа некой чисто формальной конструкцией, существование которой оправдывается лишь транслируемым message’ем: добро всегда побеждает. А следовательно, наматывайте на ус, дорогие зрители, какими принципами вам руководствоваться, делая тот или иной жизненный выбор. Проще — какую сторону принять: добра или зла. Решить: вы за справедливость или за несправедливость. И сериал, как, впрочем, ему и полагается, назойливо и бескомпромиссно подталкивает к тому, в чью пользу сделать выбор. Ну, разумеется, в пользу ОСА, хороших положительных ребят.

И все бы ничего, если бы «Старгерл» не была сделана уж настолько примитивно и заурядно, настолько прямолинейно и незатейливо — насколько это может себе позволить дидактика. Точнее, только дидактика. Но в голом виде она, понятно, подаваться не может. И тут авторы шоу угодили в собственноручно расставленную ловушку: стремясь украсить ленту приметами/признаками времени, то есть сделать ее смотрибельной для подрастающего поколения, они, похоже, сами того не желая, чуть ли не до предела насытили ее коннотациями, аутентичными реальности, по сути, сведя воспитательный message если не к своей противоположности, то определенно к нулю — к репрезентации действительности.

Кадры из открытых источников в интернете