Сейчас в банке можно застрять надолго и незаметно дать на что-то согласие – даже в Великом Новгороде

Визит в Сбербанк в эти дни может затянуться, а под предлогом обновления программы, вас могут подвести к согласию на… А вот на что именно Сбербанк хочет согласие клиентов, еще предстоит разобраться. Целая история произошла сегодня с корреспондентом «Ваших новостей» в одном из новгородских офисов Сбербанка после завершения обслуживания по частному вопросу. Приводим ее здесь. 

– У нас программа обновилась, подойдите к консультантам, путь они вашу карту тоже проверят, – после завершения обслуживания говорит мне девушка, сидящая за стойкой в отделении банка. И дает мне распечатку с реквизитами для оплаты коммунальных услуг.

Я, думая, что все пройдет быстро, направляюсь к консультантам. 

– Мне дали бумагу и попросили подойти к вам. Что это? – спрашиваю у девушки-консультанта.

В ответ мне только просьба: 

– Скажите свой номер телефона. 

Говорю. В своем планшете девушка ничего не находит, предлагает подойти к терминалу. Там просит вставить карту и набрать PIN-код. Хорошо. Девушка показательно отворачивается. Жду, когда мне объяснят, что, собственно, происходит. 

Девушка спрашивает у меня, пользуюсь ли я картой, оплачиваю ли что-либо через нее. Думаю, что странные какие-то вопросы: у банка же есть данные о приходе и расходе средств по карте. Периодически на быстро меняющемся от действий консультанта экране мелькает что-то связанное с биометрическими данными. Вспоминаю: в Ростелекоме мне как-то рассказывали, что собираются вводить и в нашем городе тоже биометрическую идентификацию. Я была не против этой идеи. Даже ждала, когда все заработает. Но надеялась, меня хотя бы об этом предупредят. 

И не успеваю додумать все эти мысли, как девушка говорит: 

– Всё. 

Спрашиваю, что это было. А это, говорит она, вы дали согласие на обработку персональных данных. 

Я ей: 

– На экране было что-то про биометрические данные. 

– Это согласие вы уже давали! – радостно сообщает мне в ответ девушка. 

В закромах редакционной электронки нашелся релиз Сбербанка о том, что они завершили тиражирование сбора биометрических данных в Единую биометрическую систему (ЕБС) и персональных данных в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Сообщается, что это нужно для проведения удаленной идентификации граждан. 

Сейчас более чем в 2 700 отделений Сбербанка производится сбор биометрических данных для Единой биометрической системы. После того, как данные будут собраны, человек сможет пользоваться услугами банков и государственных учреждений без личного присутствия. В тексте релиза также сказано о том, что ЕСИА обеспечивает доступ граждан к порталам госуслуг и Российской общественной инициативы. То есть, по сути, это все та же, давно знакомая нам система. Правда, для чего в таком случае нужна была распечатка с реквизитами для оплаты ЖКХ, остается вопросом. 

Сказать, связан ли был тот сумбур в банке со сбором данных для ЕСИА или нет, однозначно пока нельзя – сотрудники банка, как видно, не смогли пояснить происходящее.