Пупсики Святой Софии. Обложат ли церковь налогом?

В своей биографии я пишу: «Комсомол привёл меня в церковь, а церковь сделала из меня атеиста».

Люблю Новгородский кремль с детства. Первую книгу, которую мне подарили родители, именно подарили, была книга о памятнике «Тысячелетие России». Всегда с удовольствием прохожу по кремлю. Если есть возможность захожу в Собор Святой Софии. В этом году я был в храме около десятка раз. Для меня София – это «машина времени». Стоит только глянуть на заделанную пробоину центрального купола, то сразу вспоминаешь, что видела София времена и круче, чем нынешнее.

Читатели моих текстов уже знают, что я внимателен к деталям. Вот и в моё «крайнее» посещение храма я увидел, что церковная лавка просто переполнена предметами, никак, на мой взгляд, не относящимися к православному культу. В действующем православном храме во всю торгуют пупсиками с крылышками. Ни в одном документальном источнике, который лежит в основе православия вы не найдете описания поклонения фигуркам детей с крылышками. Религиозные культы основаны на поклонении определённым символам. Причем все культы очень консервативны. И даже «родственные» христианские, к примеру, очень разнятся в деталях. Детали культов очень тщательно охраняются ортодоксами религий. Верующие люди, в рамках «внутривидовой» борьбы настолько ревностно относятся, к примеру, даже к количеству сжатых пальцев при крестном знамении, что порой это приводило и приводит к религиозным войнам. А тут, в главной святыне города, да и всей Крещеной Руси продают пупсиков! Это что новый объект поклонения?

Я обратился за комментариями в Новгородское епархиальное управление Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Сам процесс обращения выглядел так: набираю в Google «Новгородская епархия» и получаю ссылку на сайт учреждения.

Сразу бросился в глаза раздел сайта «Вопрос священнику». В этом разделе уже был вопрос, схожий с проблемой, которой я озаботился:

– Почему в храмах ведется торговля, когда в Евангелии говорится, что Христос выгнал всех торгующих из него?

На этот вопрос, похожий на мой, на сайте отвечает клирик Софийского собора Великого Новгорода священник Святослав Цхай. Приведу ответ полностью:

Скрин София ответ

Батюшка лукавит. Его спрашивают о торговцах в храме. А он отвечает об оплате самих ритуалов. Как говорят критики религии по этому поводу: «Бог велик, и он может чудесным образом сотворить всё. Кроме денег для содержания служителей культа».

Деньги в религиозные учреждения должны принести люди. Конечно, оправдывается это свободой воли человека. Но гарантий вознаграждения за пожертвования не один культ не даёт.

На сайте епархии я нашел телефон заведующей канцелярии. Мне вежливо ответили, что по моему вопросу мне может дать комментарий староста прихода Софийского собора Галина Владимировна.

Староста не назвала мне своей фамилии и сказала, что боится журналистов, но подробно рассказала, как ведется торговля в Софийском соборе и сообщила, что нужно как-то содержать 70 штатных служащих, включая 15 священников. О фигурках пупсиков с крылышками она пояснила, что такая продукция пользуется спросом у так называемых «захожан», то есть людей далёких от веры и случайно забредших в храм – они с удовольствием покупают эти поделки.

Женщина была откровенна: «Духом Святым мы не питаемся!». Она признала, что «пупсики» не имеют культовой ценности и призвала различать предметы поклонения и сувенирную продукцию. Галина Владимировна пригласила меня ещё раз прийти в Софийский собор и побеседовать с ней очно. У меня, конечно, остались сомнения после общения с этой вежливой, хозяйственной женщиной: может быть и иконы, которым сейчас поклоняются тоже когда-то были в роли «пупсиков» и выполняли роль заманухи в культовые сооружения?

Самым известным светским новгородцем, погруженным в вопросы веры, считаю Александра Чаусова. Я обратился к нему с просьбой прокомментировать ситуацию с продажей в церковной лавке предметов, не относящихся к культу. Александр дал мне пояснения по телефону:

– Страшного я ничего не вижу. К примеру, я знаю случай, когда в греческих храмах несколько лет назад продавали брелки с ликом Спасителя. А если кто-то будет молиться на фигурки ангелочков с крылышками, так это скорее вопрос к психиатрам.

Алексей Качкаев, который совершенно недавно баллотировался на пост мэра Великого Новгорода, так ответил мне на мои вопросы:

– Володя, да тебя придадут анафеме за такие наблюдения! Ты покушаешься на святое. Этим летом меня сдали в полицию за такие же вопросы в Софийском соборе! В Софии сейчас полный беспорядок. Там вроде, как и музей, но и не музей, и не церковь. А продавать в храме, как ты говоришь, пупсиков – это просто насаждать оккультизм! Обращаться, если ты, конечно, верующий, нужно к Богу, а не к каким-то поделкам.

Для полноты представления точек зрения я обратился к человеку, который много лет служил священником в Успенской церкви села Марёво. Алексей Мороз сейчас находится в сложных отношениях с Русской Православной церковью Московского патриархата.

Я списался с Алексеем в социальной сети «ВКонтакте»:

– Здравствуйте! Часто вспоминаю наши с Вами беседы. Два дня назад был в храме Софии в Великом Новгороде. Обратил внимание на то, что в церковной лавке просто засилье "ангелочков". Что это?

Алексей Мороз спросил меня, зачем мне его мнение. Я ответил, что давно знаю его и готовлю публикацию в интернет-газете «Ваши новости». Мнение моего последнего комментатора было очень жестким:

– Сейчас, к сожалению, в МП (Московском Патриархате), как мне кажется, полный раздрай. Кирилл Гундяев (патриарх Московский и всея Руси Кирилл – прим.авт.) ввел туда ересь папизма и экуменизма. И постепенно Дом Божий превращается в дом торговли. Церковная иерархия, по моему мнению, МП РПЦ приняла за норму ересь экуменизма и папизма, осужденные на православных поместных соборах и совещаниях. Ересь исказила духовное сознание духовенства, обмирщила их и они стали людьми мира сего. А дух мира сего – выгода и деньги. Поэтому все, что приносит доход продается в церковных лавках.

Я постарался представить разные точки зрения на мои наблюдения. Совершенно недавно я публиковал сообщение о фотографиях расстрела подразделением Вермахта красноармейцев, опубликованное на стенде в честь 75-летия освобождения Новгорода в Новгородском кремле. После моей публикации фотографии на стенде заменили.

Всегда выступаю за качественную пропаганду и за внятные смыслы. Считаю, что если люди называют себя верующими, то и должны нести на себе бремя веры. А то получается, что главным смыслом в раздрае церквей, к примеру, в Православном мире – является контроль над сбором финансовых средств, которые верующие несут в ту или иную концессию.

А может стоит задуматься, над тем, чтобы обложить доходы священнослужителей налогом?

Кесарю кесарево, а Божие Богу.