Пчёлы против мёда, или Что сказал Брутман молодым журналистам. И, главное, зачем?

1 октября на кафедре журналистики НовГУ прошёл семинар, на котором главный редактор «Новой новгородской газеты» Сергей Брутман рассказал студентам о трендах современных медиа. Во время речи рука его то и дело тянулась ко лбу, словно обозначая тайное несогласие с происходящим. Тренды были печальны, пересказываемы – а поправимы ли? Делайте выводы сами вослед нашему редакционному «конспекту».

(1) РЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СМИ – так назвал Сергей Брутман рост вмешательства и финансового участия в медиа государственных органов и близких к ним олигархических структур. Они не скрывают, что нуждаются в пропагандистах, а вовсе не в журналистике. Как же реагируют на такую установку работники СМИ? Да они нравственно капитулируют, уверен спикер. В журналистах развивается преступное равнодушие к тому, что они транслируют и что в результате такого подхода к работе «прорастёт» в действительности в более или менее отдалённой перспективе. Но, может быть, на смену таким журналистам придёт новое явление?

(2) ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, например, уже теснит так или иначе «журналистику с дипломом». Многочисленные блогеры, по мнению Сергея Брутмана, всё-таки – наследники советских «писем в редакцию», когда доярка Маня могла сама или под чью-то диктовку сунуться в газету со своим мнением о надоях и политике партии. Блогеры, однако, не утруждают себя проверкой фактов, норовят скатиться или дорасти (кто как оценивает это явление) до ставки платного тролля. Но в любом случае, имя этой армии «гражданских» писарчуков – безответственность. А насколько ответственны журналисты?

(3) ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВ В МЕДИА достигла апогея, считает Сергей Брутман и перечисляет «приметы дна». Журналисты работают вне жанра, «чистый» очерк или репортаж уже, пожалуй, никто и не напишет? Скудность языка наряду с прямой неграмотностью при полном игнорировании фактчекинга. Полный отказ от работы со словарями и справочниками в пользу «погуглить». Наконец, добровольный отказ от какой-либо человеческой, гражданской позиции и журналистского «почерка», медиа-я. Всеобщая унификация, поголовная уравниловка в характере написания текстов есть разрыв связи отечественных журналистов с традициями русской литературы и историей русской журналистики. И к чему это приведёт?

(4) УТРАТА ДОВЕРИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ К СМИ – вот к чему. Какое доверие, когда раз в неделю аудитория видит, что журналисты запросто и безнаказанно путают в телевизоре, интернетах и газетах Великий с Нижним, губернаторов запросто «пересаживают», путаясь в регионах. Значит, и в др. темах путаница вероятна, и веры медийщикам нет. Совсем или?

(5) ЗАСИЛЬЕ НАТИВНОЙ РЕКЛАМЫ говорит, что совсем. По версии Сергея Брутмана, нынешняя журналистика взяла за правило не ставить значок «реклама» у материалов, которые носят заказной характер. Субъективные восторги СМИ от товара, услуги или персоны выдаются за искренность, «джинса» торжествует, что тоже не способствует доверию аудитории к медиа.

(6) ПОДРОБНОСТИ ЧУЖОЙ ЖИЗНИ как содержание СМИ-материалов – почерк сегодняшней журналистики. Он вроде подделывается под очерк, но на самом деле вызван к жизни праздным любопытством к мелочам, слухам и бытовым нюансам, которые равняют всех со всеми. ВИПы ругаются в семьях так же, как мы, простые зрители! Прикольно же! Богатые тоже плачут – и никто никого не лучше. Требовательность к себе не просыпается у граждан вообще, а СМИ её ещё и усыпляют напрочь, толкая к лёгкому «самопрощению».

Такова точка зрения известного новгородского журналиста на сегодняшние признаки развития ли, разложения ли медиа-профессии. Студенты с благодарностью отмечали, что сам мэтр в ходе летней практики уделял им неимоверно много времени для бесед, разъяснений, коррекции работы с текстом.

На правах автора конспекта коротко скажу: на мой глаз, обман аудитории начинается там, где журналистика слагает с себя полномочия влиять на поступки аудитории. Если после статьи человеку не стало легче дать оценку чему-либо, не стало проще сделать выбор между чем-то и чем-то – зря журналист работал, по-моему. Журналистика – это сбор и обработка информации ЗАЧЕМ. Цель должна быть у этих процессов, адекватная ритму и качеству жизни общества! И ещё. Нет, на мой взгляд, никакой беды в пересказе подробностей историй успеха или неудач каких-либо героев журналистских материалов. Это не из любви к сплетням и не из желания «понизить плинтус» аудитории до уровня героя статьи или видеосюжета. Это именно попытка показать на чужом опыте, как та или иная оценка неких событий привела к (не)верному выбору жизненного шага. Я за «журналистику вмешательства». За ту, которая смеет иметь право и владеть способами достучаться до аудитории с такой информацией, которая позволит людям не ходить по граблям и скорее и грамотнее делать осознанный выбор.