«Война и мир Захара Прилепина»: что значит быть русским, или Перечитывая классику

Начало документального фильма «Война и мир Захара Прилепина» Владимира Чернышева — там, где камера выхватывает людей в камуфляже, касках и брониках, припавших к пулеметам, вдавившим себе в плечи приклады автоматов и ведущих прицельный огонь, там, где камера движется вдоль окопов и бронетехники — напоминает фильм художественный. Не верится, что все это взаправду, что это не вымысел на потребу скучающей, охочей до чего-нибудь остренького публики. Но, увы, это не очередной боевик с именитым актером-мордоворотом в главной роли, это — самая что ни на есть реальность, причем — русская реальность: бои громыхают не в каком-нибудь Косово или — еще дальше и экзотичнее — Сомали. Бойня разворачивается у нас, в России. На Донбассе.

И это, если, конечно, вдуматься, а не похлопать пустыми глазками и тут же занять голову яростно-ядреной критикой «путинского режима» или вихляниями какой-нибудь Ольги Бузовой, или фоточками неоновых звезд в «Инстаграме», ленточкой «ВКонтакте» — шокирует. Шокирует без преувеличений. Посмотрите, это вам даже не Сирия, это — наша страна, где доблестные защитники Донбасса, Донецкой и Луганской народных республик, держат оборону от нашествия – нет, не инородцев, по сути, братского народа, на государственном уровне (все-таки Порошенко и его команда — это далеко не вся Украина) отказавшемся от своего родства. Народа, (снова же: на государственном уровне) предавшего свою историю, символом и чего и стал искореженный в августе 2014-го украинскими обстрелами мемориал на вершине Саур-Могилы — воздвигнутый в память советским солдатам: в 43-м прошлого века здесь шли ожесточенные бои с немецкими захватчиками.

ВМЗП 5

Смотришь на побитые, поваленные статуи и думаешь: не зря Порошенко воскрешает традиции нацизма, не зря — результат налицо! И плевок в лицо всем тем, кто мечтает лечь под США и Запад. Впрочем, для них это никакой не плевок, но, как говорится, божья роса. Выставят лицо, давно его уже потеряв и не имея, и ждут, намекая на то, что можно не только плевать: как, черт возьми, хочется выказать свою лояльность «демократии» и «либерализму»! И тут уж за ценой не постоим, не так ли? Предать своих? Да пожалуйста! Что нам этот Донбасс, что, а? Если ради «европейских ценностей» надо признать себя «агрессорами» и «оккупантами», так мы признаем. Плюйте! А мы утремся (а может даже, и не станем, чтоб продлить ощущения!) и будем заискивающе-радостно растягивать рот до ушей (правда, не в столь ослепительной, как американская, улыбке, но мы просто еще недоразвились, подождите, не списывайте нас со счетов, мы будем очень сильно стараться! у нас обязательно получится! только не бросайте нас!) — вот «новолиберальная» концепция прогрессивно настроенной российской интеллигенции, почитающей плевки за знаки расположения и милости. Кому что, конечно, но, знаете ли, обидно и боязно: сегодня — Донбасс, завтра — Москва. А там и от России — пустое место.

ВМЗП 3

Перспектива — страшная (снова же: для кого как, кто-то и немцам в сороковых с радостью бы сдался, но на данных индивидуумов — не ориентируемся, понятно). Однако ж не все потеряно покамест: есть такие, кто утираться не намерен категорически. Например, тот, чье имя вынесено в название фильма, — российский писатель Захар Прилепин, замкомбата спецназа армии ДНР. Но фильм не о нем, несмотря на то, что Прилепин частенько мелькает в кадре. Фильм о Донецке и о русских писателях, которые, когда это было нужно, вставали на защиту своего Отечества, не прикрываясь идеями псевдосвободы. Фильм о патриотизме — патриотизме действительном, всамделишном, когда на карту ставится жизнь. О мужестве, долге, чести.

В общем, обо всем том, что нынче у прогрессивной общественности не в чести. Не будем забывать, что комфорт — это как раз одна из основополагающих ценностей европейского общества, общества потребления. А какой комфорт под пулями в сыром окопе, ну сами подумайте. Тем более и про принципы гуманизма забывать нельзя: это только Штаты справедливо бомбят Сирию и Ирак, Хиросиму и Нагасаки, вели справедливую войну во Вьетнаме и прочая, прочая, а что касается России — всегда «оккупант и агрессор», это без вариантов. Так что принципы гуманизма стоит блюсти строго и педантично, а то не будут с «нами» вести диалог, не будут, если «мы» не станем либеральными до мозга костей, то есть не упадем в ноги с криком «топчите нас!», полагая, что это и есть «высшее благо».

ВМЗП

Но не упадем. И пример Прилепина в этом плане весьма показателен. Можно сказать, что он стал лицом Донецка, и это лицо, периодически появляясь то в ленте новостей информационных порталов, то на экране телевизора/монитора, не дает нам забыть (а то ведь забыли бы, война-то уже четыре года идет! приелась она алчущему новизны-клубнички потребителю!), что происходит на западе России. Не на востоке Украины, а на Западе России. Для Прилепина и для меня лично здесь колоссальная разница. Ибо на чужое не заримся, но свое не отдадим. Поэтому это война освободительная и — никак иначе. Отсюда и название, с одной стороны отсылающее к Отечественной войне 1812 года и шедевру Льва Николаевича, с другой — вводящее героя.

Отсылкой к «Войне и миру» утверждается идея, что главной движущей силой истории, по Толстому, является народ. И, надо полагать, Прилепин эту концепцию разделяет и поддерживает. И поэтому, как уже писалось выше, по собственному признанию замкомбата, это фильм не о нем. Но это, одновременно, и не «фильм без героя». Герой необходим – и не только в смысле герой ленты, но герой жизни. Во-первых, хотя бы для того, чтобы еще раз (и это нужно делать до тех пор, пока Украина не оставит все притязания на Донбасс!) привлечь внимание общественности и нет, не к проблеме, давайте называть вещи своими именами: к войне — к захватнической войне со стороны Украины, к бедственному положению русских (ибо Донбасс — русский!) в ДНР и ЛНР (и не будем забывать, что есть еще Харьков, Одесса…). А Прилепин — лицо медийное, личность известная — русский писатель, уже успевший повоевать в Чечне. И он в этом случае — как приманка (которая, отмечу мимоходом, работает преотлично!).

ВМЗП 4

Во-вторых, Прилепин — это связующее звено с классической русской литературой, а через нее уже — с русской культурно-национальной традицией (для тех, кому непонятно, зачем Прилепин отправился на Донбасс). Основная канва ленты держится на его книге «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», персонажи которой занимают в картине достаточно времени, не меньше, чем герой, становясь такими же героями, как и он сам. Державин, Вяземский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Чаадаев, Толстой… Список внушителен.

Может создаться впечатление, что Прилепин несколько «заважничал», «зазвездился» тем, что как бы включил в этот список и себя. Нет, здесь мании величия нет ни на грош. Прилепин проводит очень простую мысль: чтобы писать, надо заслужить на это право. Своей жизнью, прежде всего. Чаадаев заслужил свое право на либерализм — когда Отечеству было нужно, он не отсиживался в уютных салонах, не «косил» от службы, а шел в штыковую атаку. А что наши либералы? Да, строчить они пасквили могут, как из пулемета. Как — здесь ключевое. Поскольку от войны они бегут в страхе и трепете. Для Прилепина — они слабаки. С его точкой зрения можно соглашаться, можно — не соглашаться. Но он имеет на нее право, он заслужил это право в Чечне, на Донбассе. И он, являясь классиком современной русской литературы и одновременно солдатом, связывает Донбасс и русских классиков, которым разграничение на Родину и государство не могло даже в страшном сне присниться. Они мчались на войну, не размышляя: а насколько это будет мракобесно, насколько противоречит либеральным тенденциям? Если Россия в них нуждалась — они всегда были в строю. Как, кстати, и Прилепин.

ВМЗП 2

Отсюда трехчастная структура фильма: русский народ, представленный жителями Донбасса, главный герой ленты, русские классики как олицетворение идеи патриотизма, долга и мужества и замкомбата спецназа ДНР, писатель Захар Прилепин — на кого стоит равняться сейчас и здесь. Кто на собственном опыте показывает, как надо.

Шутка ли: забросить писательскую карьеру и рвануть воевать за Донбасс. Мало того рвануть — так и всю свою семью перевезти (жену и четырех детей!) в Донецк! Позерство? На это он ответил: а вы попробуйте сами. Тогда — узнаете, добавлю. Долг — вот что заставило его — принадлежность к русской нации. Отсюда его «внутренняя правота». И лента аргументированно показывает истоки и природу этой правоты. Показывает, почему нельзя отсидеться, клеймя налево и направо все, что относится к русской нации. И в этом главный посыл картины. Еще одна попытка достучаться, разбудить тех, кто спит сладким сном либерализма. Когда враг наваливается — встают на защиту. А когда голосят, что нет, не надо, когда, наоборот, радостно натягивают на себя определение Порошенко, что мы, мол, оккупанты, хуже того, летят воевать за ту сторону, это называется предательством. А по законам военного времени… Впрочем, фильм не об этом.

Он о том, что есть такая вещь — честь называется. Честь быть русским.

О том, что значит быть русским.

О русской литературе, наконец.

Перечитаем классику?

Фото из открытых источников.