В Великом Новгороде инженеров будут растить «с пеленок»

В сентябре в Великом Новгороде откроется детская инженерная школа «Кабэшка». Это сеть кружков, которые будут обучать детей конструированию, программированию, робототехнике. И уже сейчас в Дворце детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова идет набор детей на эти образовательные программы.

Но «Кабэшка» – это еще и образовательная система для школьных педагогов. Учителя, обучившиеся этой методике, смогут создавать и вести кружки технического творчества в школах. Мы поговорили с автором проекта школы Максимом Юдиным о том, для кого и чего создана детская инженерная школа. 

– Как возник ваш проект, чем он отличается от школьных кружков робототехники?

– Проект возник в тот день, когда мы (с командой) решили запустить группу робототехники в городском центре технического творчества. К нам обратились их представители, сказали, что хотелось бы открыть что-то современное, связанное с инженерной тематикой. Сегодня у школ, детских садов, учреждений дополнительного образования есть ресурсы, площадки, иногда деньги на покупку оборудования, но катастрофически нет кадров для разработки и реализации программ в сфере технического творчества. 
Проект «Кабэшка» предполагает подготовку школьного специалиста к работе по нашим программам. Мы уже проверили актуальность проекта – прошли отборочный этап в «Мастерской социальных проектов», созданной для помощи развитию социально ориентированного бизнеса, и теперь здесь же дорабатываем его. 

– А вы поможете этого специалиста создать?

– «Технаря» переманить в школу сложно. А вот позволить подзаработать школьному учителю – можно. В «Кабэшке» мы разрабатываем технологию для запуска кружков технического творчества. Мы готовим методики, методички, образовательные программы, разрабатываем спецификацию на оснащение класса, частично – свое материально-техническое программное обеспечение для программных методик. И готовим программные инструкции для переподготовки школьных специалистов. 

– То есть на выходе получается законченный проект, описание технологии.

– Да, и с этим проектом мы придем в образовательные организации. В команде есть специалист по детской психологии-педагогике, на ком вся педагогическая часть, и он разрабатывает педагогические программы. А обучать на первых порах буду я сам. Тем более что опыт работы в детских технопарках имеется. Но поскольку будем готовить специальные методики, впоследствии процесс подготовки специалистов удастся автоматизировать, перейдем на дистанционное обучение, будем отправлять информацию для ознакомления. 

– Похоже на франшизу. 

– Нет, это никогда не будет франшизой. Планируется сеть центров, и мы будем осуществлять постоянный контроль над тем, что делается на местах. Мы постоянно развиваем наши технологи – робототехнику, программирование, поэтому нам всегда придется консультировать школы. Мы заинтересованы в том, чтобы в техническое творчество приходили предрасположенные к нему дети. И потом мы будем помогать этим детям найти себя в жизни: либо находить рабочие места, либо помогать сформировать их идеи в готовые продукты. 

– И ваш проект уже готов к реализации?

– Любая технология требует отладки. И сейчас мы отрабатываем ее на себе. Уже идет набор в три группы во Дворце детского (юношеского) творчества: на конструирование, программирование и робототехнику. Ребята будут заниматься целый год, по два часа в неделю. И все эти кружки свяжутся в единую структуру. К примеру, для курса по робототехнике у нас возрастных ограничений нет, но ребята должны пройти входное испытание, решить три задачки на алгоритмы и логику. Если предрасположенность у ребенка есть, то он задачи решит. А программирование и конструирование – базовые курсы, и на них может прийти любой. Переход с базового курса на углубленный, скорее всего, будет автоматическим. 

– Проект любопытный. Откуда он пришел в Новгород?

– Этот проект полностью развился в Новгороде. Он базируется на технологии, разработанной у нас, программное обеспечение разрабатывают выпускники НовГУ. Пилотная партия конструктора тоже произведена в нашем городе. Мы начали идти к нему в 2013 году. Первым шагом стал запуск кружка по робототехнике во дворце, сейчас ему 2,5 года. Через полтора года я запустил группу по конструированию, потому что столкнулся с тем, что прежде чем учить ребенка собирать роботов, его нужно научить собирать что-либо в принципе. Было очень удивительно видеть, когда у нас 12-летние ребята не понимают, как соединить друг с другом две детали. 

– И неужто дети настолько далеки от робототехники?

– Конечно, есть и очень одаренные детки. Суммарно через нас прошло около тридцати детей. И среди них был один, который мог собрать что угодно. Дай ему гору «мусора», он соберет – и оно поедет. В этом у него талант. А вот программирование у него совсем не шло. 

– Ваши занятия нацелены на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему именно на них?

– К сожалению, после семи-восьми лет формирование мозга уже завершено, мы можем только улучшить то, что есть. Поэтому мы ориентируемся на детей четырех-пяти лет, чтобы сформировать у тех детей, у кого уже есть предрасположенность, нужную структуру мозга. 
Все направления базируются на глубокой игрофикации процесса. По программированию – это, на самом деле, игра. Но чтоб пройти игру, нужно написать программу, а для этого – вникнуть в задачу. В игре ребенок получает навыки. И его программа решает реальные задачи, пусть даже в виртуальной среде. Это не задачки из школьных учебников. 

– А в робототехнике? Как удается превратить обучение в игру?

– По робототехнике на начальных этапах мы ориентируемся на соревновательный эффект. Ребята решают конкретную, понятную задачу из перечня соревновательных задач – езда по линии, езда по лабиринту и т. д. Изначально мы пытались делать творческие задачи, но обнаружили, что у детей проблема с творчеством, их этому не научили, и они не понимают, что делать. Поэтому мы просто говорим: «сделай робота, который едет по линии». И ребенок конструирует такого робота. А потом мы ему объясняем: у тебя робот за час прошел, а надо, чтобы за 10 секунд. И уже тут, когда надо заниматься отладкой, у него начинает включаться мозг, подключается инженерная фантазия. Но у него остается конкретная цель, понятная, простая задача и он знает, как ее решить. 

– Простор для самостоятельного творчества остается?

– Попытки вызвать самостоятельность на первых порах не срабатывают. Вот когда ребенок практически под диктовку решил первую задачу и у него робот поехал по лини, его можно аккуратно подводить к тому, чтобы он сам думал над улучшениями. Появляется азарт: «Вон, у Ваньки лучше, я хочу Ваньку победить». Соревновательный эффект хорошо себя проявляет. 
В первый год были ребята, которые за три месяца сделали робота, и он ездил по лабиринту. Дошло до того, что они сделали его настолько быстрым, что у него проскальзывали колеса. И можно было бы решить, что робот испорчен, но они додумались и купили резиновые шарики, накрутили их на колеса. Резина – мягкая, сцепление стало лучше, робот стал еще быстрее. Потом – тоже сами додумались – занимались развесовкой. Ребята заметили, что у робота центр массы не там, где надо бы, и стали модифицировать робота. 

– А занятий для детей старшего школьного возраста у вас не найдется?

– Найдутся. Для тех детей, которые все прошли, мы сделаем направление по проектной деятельности. Здесь мы уже будем учить тому, как сделать готовый продукт, как его продумать, как провести анализ. Это уже будет для подростков 14-16 лет. В этом возрасте они уже мыслят иначе, плюс – по закону дети с 14 лет имеют право заниматься коммерческой деятельностью. А с 16 лет открывается доступ к грантовой системе. 
И хотя сейчас мы обкатываем технологию для дошкольников и школьников начальных классов, у нас уже достигнута договоренность с одним предприятием, и с несколькими мы обсуждаем возможность организовать для школьников летнюю практику, а для абитуриентов и студентов в будущем – трудоустройство. Наша задача – «натаскать» детей с самых маленьких лет, аккуратно проводить их профориентацию, давать наставления. Чтобы на выходе мы получили специалиста. 

– А как к вам записаться?

– Запись на курсы конструирования, программирования, робототехники уже открыта во Дворце детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова. Занятия начнутся в сентябре. И мы ищем и готовы работать со студентами инженерных и педагогических специальностей. Мы готовы их подготовить для работы по нашим программам и предоставить рабочие места – подработку в удобное время.

Фото автора и Городскго центра технического творчества