В деревне Бобровик Боровичского района открыта мемориальная доска в честь героя-подводника

В деревне Бобровик открыта мемориальная доска в честь героя-подводника.

Долгие годы трагедия, которая случилась в Бискайском заливе, оставалась засекреченной. 9 апреля 1970-го года при выполнении боевой задачи в результате обширного пожара атомная подводная лодка К-8 затонула. Погибли 52 подводника. В их числе был и боровичанин старшина 1 статьи Евгений Григорьевич Фёдоров.

Евгений был призван на флот в 1964 году, служил на военно-морской базе в Гремихе. Остался служить сверхсрочно. В 22 года женился, а погиб, когда дочери Елене не было и полутора лет…
К-8 — это подводная лодка ВМФ СССР с атомным реактором, которая была создана в рамках реализации проекта 627 А «Кит». К ее строительству приступили в 1957-м году, и летом 1960-го года новая субмарина была зачислена в состав Северного флота.

После того как К-8 (подводная лодка) была принята на вооружение советского ВМФ, на ней была зафиксирована первая непредвиденная ситуация: произошел разрыв трубы контура охлаждения с последующей утечкой теплоносителя и сильным выбросом радиоактивного газа. В результате часть экипажа получила довольно значительные дозы облучения, а у троих моряков были обнаружены признаки, характерные для острой лучевой болезни. Похожие инциденты произошли также 1-го июня и 8-го октября 1961-го года, поэтому на флоте стали говорить, что К-8 — подводная лодка, служба на которой опасна для жизни.

В период с начала августа 1966 года по июль 1968 года атомная подводная лодка К-8 находилась на известном судоремонтном заводе «Звездочка», где на ней произвели капитальный ремонт. Кроме того, в мае 1969-го года командиром судна был назначен опытный подводник В. Б. Бессонов, сразу же завоевавший уважение экипажа. Таким образом, казалось, что скоро К-8 (подводная лодка) сможет восстановить свою репутацию, и ее больше не будут называть «проклятой».

Ночью на 17-ое февраля 1970-го года К-8 (подводная лодка), экипаж которой имел хорошую профессиональную подготовку, вышла с базы в Гремихе в свое первое и последнее длительное автономное плавание. Субмарине было предписано отправиться в район Северной Атлантики и принять участие в крупнейших учениях в истории ВМФ СССР под названием «Океан-70». Их начало было назначено на 14-ое апреля, а финал совпадал с днем празднования столетнего юбилея В. И. Ленина.

Гибель подводной лодки К-8 произошла в водах Бискайского залива. На тот момент она находилась недалеко от Азорских островов, и ничто не предвещало беды. 8 апреля при всплытии с глубины 160 м в рубке гидроакустиков К-8, где у подводной лодки проходят силовые кабели, возник пожар. Одновременно командиру доложили о возгорании, которое произошло в 7-м отсеке. Экипаж незамедлительно начал борьбу за жизнь, и через 5 минут субмарина оказалась в надводном положении. Ситуация осложнялась тем, что огонь стал очень быстро распространяться по подводной лодке через воздуховоды. В этот момент находящиеся в охваченном пожаром 7-м отсеке офицеры В. Хаславский, А. Чудинов, Г. Чугунов и Г. Шостаковский совершили настоящий подвиг: понимая, что они обрекают себя на гибель, моряки задраили люк и предотвратили тепловой взрыв. Кроме того, им удалось остановить атомный реактор.

9 апреля после полуночи часть экипажа поднялась на мостик через центральный пост. В 2 часа ночи моряки с большим трудом отдраили люк 8-го отсека, вывели 4-х человек и вынесли 15 трупов. Причиной гибели людей было сильное задымление и отсутствие средств защиты. Также удалось спасти 19 членов экипажа из 4-го отсека. Пока лодка находилась на плаву, моряки продолжали борьбу за жизнь.

После полудня волнение моря увеличилось, и подводная лодка стала давать крен. Для противодействия данной ситуации было произведено продувание цистерн главного балласта, однако оно не дало положительных результатов. Позже 43 члена экипажа были эвакуированы на транспорт, а оставшиеся размещены в первых двух отсеках и на мостике.
Большая часть личного состава К-8 была вывезена на теплоходе «Авиор», принадлежащего Болгарии. В условиях сильного шторма часть экипажа продолжила борьбу за спасение судна, однако субмарина все же затонула. Гибель атомной подводной лодки К-8 стала первой крупной потерей отечественного атомного флота. Всего погибло 52 члена экипажа, а сама субмарина осталась навечно лежать в 490 км от берегов Испании на глубине 4 680 м.

Для выяснения обстоятельств гибели судна в Североморске сразу же начала работать правительственная комиссия. Туда же на плавбазе «Волга» доставили членов экипажа. Спустя несколько дней им предложили проиграть весь ход событий, произошедших 8-9-го апреля на борту подводной лодки К-181, являющейся точной копией К-8. Это следственное действие позволило установить, что и командование субмарины, и ее экипаж в условиях чрезвычайной ситуации вели себя исключительно профессионально и грамотно.
Правительственным указом погибшему капитану подводной лодки В.мБ. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза, а всех остальных мичманов и офицеров наградили орденом Красной Звезды. Что касается матросов, то и погибшие, и оставшиеся в живых были представлены к медалями Ушакова.

Как это было принято во времена СССР, авария на К-8 не получила большой огласки. Однако две улицы в городе Гремиха были переименованы в честь командира субмарины и судового врача Ю. Ильченко. Последний пожертвовал жизнью, уступив свой дыхательный аппарат одному из прооперированных членов экипажа, который на момент аварии находился в лазарете. Спустя 4 года после аварии в этом же городке был установлен монумент. На нем можно увидеть членов экипажа К-8 (подводная лодка), список погибших и надпись «Морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».


* * *


Мемориальная доска в память боровичанина героя-подводника установлена у дома, где жил Евгений. На открытие специально прилетела из Арабских Эмиратов  дочь Елена Басано, из Университета морского и речного флота Санкт-Петербурга приехала руководитель "Морской Вахты памяти" Марина Анатольевна Русина. Благодаря её кропотливому труду стали известны имена героев-подводников.