В Боровичах рекламный бум: город «зарастает» незаконной рекламой, а администрация борется с добропорядочными плательщиками

Только в прошлом году, как следует из отчёта главы Боровичского района Игоря Швагирева, было демонтировано 37 рекламных объектов и направлено 51 предписание о демонтаже незаконно установленных конструкций.

Но вот такой парадоксальный факт: администрация района в лице сотрудников отдела архитектуры и градостроительства «наехала» на предпринимателя, который ежегодно приносит доход городу в 86 тыс. рублей – за рекламное место. И в то же время рядом совершенно безнаказанно стоят рекламные конструкции конкурентов этого предпринимателя без всяких разрешительных документов и без всяких оплат в бюджет.

«Ату, его, предпринимателя!»

Этот вопрос поднял на последнем заседании постоянных комиссий глава города, он же – председатель Совета депутатов города Олег Стрыгин. Ситуация, в которой оказался добропорядочный предприниматель, вполне объяснима. Оказывается, изменились правила размещения рекламных конструкций, и его сооружение по новым правилам оказалось, что называется, вне закона. Поэтому администрация потребовала его убрать. Вроде бы всё понятно. Вот она – незаконно установленная конструкция, вот он – предприниматель – ату его!

Позиция сотрудников отдела архитектуры и градостроительства крайне удивила депутатов. Администрация придерживается буквы закона относительно тех предпринимателей, которые «нарисовались». А тем, которые «в тени», по букве закона она может выписать только предписание о демонтаже конструкции, за невыполнение предписания – штраф по закону 500 рублей. А на демонтаж денег в бюджете не заложено, мол, сами депутаты и виноваты…

Между тем, рекламные щиты, установленные без разрешительных документов, в неположенных местах растут, как грибы. Предприниматели быстренько освоились с этой ситуацией и, что называется, вперёд на танки! А почему нет, раз администрация бездействует? Невыгодно «рисоваться».

Во-первых, деньги платить надо, во-вторых, чуть что не так, тебе же по голове и настучат. По принципу анекдота про птичку и мораль: сидишь в дерьме, так не высовывайся. Неприятно, зато безопасно, что и доказывает последний пример с добропорядочным предпринимателем. Вместо того, чтобы помочь ему юридически узаконить конструкцию, администрация готова вырвать из своего же бюджета ежегодный доход в 86 тыс. рублей – ради буквы закона. По сути, чиновники рубят сук, на котором сидят.

– Мы ездим, убираем конструкции, вывозим в неизвестное место, а они на следующий день снова появляются на прежнем месте, – говорил глава района Игорь Швагирев.

– В прошлом году мы получили доход от рекламных конструкций в 1,2 млн рублей, – говорил заведующий отделом архитектуры и градостроительства Александр Абрамов.

А сколько – недополучил, будь все рекламные конструкции установлены законно?

Депутаты на заседании подумали, что делать в данном случае, и приняли решение изыскать деньги на демонтаж незаконно установленных конструкций. С тем, чтобы впоследствии взыскать их с предпринимателей. Но это ли единственный путь? Правильный ли он – бороться с предпринимателем вместо того, чтобы совместно найти пути решения проблемы? То есть создать предпринимателю условия, чтобы ему было выгодно работать законно. Подумать, как изменить правила, а не только в букву закона упираться.

«Власть глумится над малым бизнесом»

Мы встретились с одним из таких предпринимателей, который упорно не желает законно работать в рекламном бизнесе. А что ему мешает работать законно?

Во-первых, неравноправные условия. Какое уж тут равноправие, если он платит в бюджет, а конкурент – не платит. Следовательно, его услуги для клиента будут дороже, он теряет клиента.

Во-вторых, срок рассмотрения заявления – 60 дней. А чтобы, согласно правилам, разработанным администрацией, внести его конструкцию в схему размещения, может уйти год, а то и больше. «И то не факт, что я получу разрешение, а иным клиентам нужна реклама временная и сейчас», – говорит предприниматель.

– Мы хотим работать по закону, но не по данным установленным в городе правилам. Иначе нас обойдут конкуренты. Проще заплатить штраф. Наши предложения? Хотя бы уменьшить сроки изменения схемы размещения рекламных конструкций – два-три раза в год, а не раз в год. Рассмотрение заявления следует сократить с двух месяцев хотя бы до 30-дневного срока. Но мы как малый бизнес никакой поддержки не чувствуем. Наоборот. Честного предпринимателя боровичская власть не защищает. Идёт прямое глумление над малым бизнесом, – сказал предприниматель.

Понятно, что имя своё он просил не называть.

И, по большому счёту, он прав. На этом заседании, где был поднят вопрос о рекламных конструкциях, никто из чиновников не поднял вопрос о взаимодействии с предпринимателями. Зато у многих в головах включились калькуляторы: какой же доход предприниматель имеет с этих конструкций?

И пока чиновники думают, что делать, предприимчивые коммерсанты «лепят» свои конструкции где ни попадя. Куда ни плюнь, попадёшь в незаконно установленную рекламу. Город теряет свой облик.

В ситуацию вмешалась общественность

Александр Семёнов, член «Деловых Боровичей», управляющий партнер Юридического агентства«СОВЕТНИК»:

– Учитывая отсутствие серьезного опыта в сфере регулирования такого вида деятельности, как размещение рекламных конструкций, принимаемые положения местных или региональных нормативных актов могут быть несовершенными, ошибочными и в конечном итоге тормозить развитие бизнеса. Однако как следует из известного утверждения – «Систему характеризует не ошибка, а реакция системы на ошибку».

Анализ действующего порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, складывающийся порядок его применения, отзывы бизнесменов, имеющих опыт получения разрешений в рамках данного порядка, позволяют обозначить возможные направления адаптации действующего порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций и наметить меры по внесению возможных изменений в действующее законодательство:

– определение в местном положении перечня рекламных конструкций, установка которых не требует внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций (п. 5.8. статьи 19 Закона «О рекламе»);

– сокращение сроков рассмотрения вопросов о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций;

– передача функций по внесению изменений в схему из полномочий Думы в полномочия администрации района;

– внесение в законодательство изменений о сокращении сроков рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку рекламы;

– внесение в законодательство изменений, исключающих увязывание получение разрешений на установку рекламных конструкций с предварительным внесением изменений в схему размещения рекламных конструкций;

– внесение в законодательство изменений относительно сокращения времени и упрощения порядка получения разрешений на размещение временной рекламы.

Насколько данными советами воспользуются боровичские чиновники? А пока в Боровичах царит рекламный бум.