К вопросу о транспорте. Рассуждает лидер фракции ЛДПР Алексей Чурсинов

«Транспортный вопрос, как и квартирный, волнует всех. Все мы пассажиры, даже те, кто ездит за рулём собственного автомобиля, иногда пользуются услугами общественного транспорта.

Наука урбанистка считает, что пассажиров общественного транспорта должно быть больше, а тех, кто передвигается на собственном автомобиле, меньше. Это разгружает улицы от машин, меньше становится нагрузка на покрытие, а воздух чище. Всё так. Но силой в автобусы пассажиров не загонишь. Особенно в те, что ездят по улицам Великого Новгорода. Автобусы в массе своей откровенно старые, неудобные, грязные, часто ломаются, иногда горят. 

Пассажиры винят транспортников, те кивают на чиновников, мол, бюджет не компенсирует разницу стоимости проезда для льготных категорий граждан. И это замкнутый круг, который не разорвать. 

Перевозчики открыто говорят о том, что стоимость проезда должна быть увеличена до 28 рублей, а сейчас они возят пассажиров при цене 22 рубля за разовый проезд и терпят убытки. И снова требуют компенсации выпадающих доходов.

Общественность говорит: передайте на уровень муниципалитета вопросы транспортного обслуживания, отдайте ОАО «Автобусный парк» городу, отдайте долги, отдайте налоги, и мы решим вопрос с транспортным коллапсом. Этот вопрос поднимали на заседании городской Думы. Депутаты приняли протокольное решение — направить в правительство Новгородской области совместное обращение администрации и Думы Великого Новгорода по вопросу передачи мэрии полномочий по организации транспортного обслуживания населения города по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, включая регулирование тарифов на перевозки и передачу в муниципальную собственность ГОУП «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта».

В такой постановке вопроса больше политики и совсем мало экономики. Пока мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев и городские депутаты перетягивают одеяло ответственности на себя, вопрос не решается по сути. Можно передать полномочия по организации транспортного обслуживания городу, можно оставить в ведении области, проблему такое перекидывание не решит. Город, забирая полномочия, столкнётся с той же проблемой — компенсация выпадающих доходов за перевозку льготников. 

Считаю, что во главу угла необходимо поставить вопрос учёта. Сколько льготников перевозят транспортники? Никто не может ответить на этот вопрос. Больше скажу, этим вопросом никто заниматься не хочет, и это можно понять. Перевозчикам выгодно требовать компенсацию, исходя из приблизительных, часто завышенных значений. Исполнительная власть не настаивает на введении строгого учёта, иначе встанет вопрос — за чей счёт? И снова транспортники будут кивать на чиновников, чиновники — на транспортников, а страдать будут пассажиры.

Как же решить эту, казалось бы, нерешаемую проблему? Выход есть, и ЛДПР его знает. Необходимо в досудебном порядке на согласительной комиссии пересмотреть сумму долга транспортникам. Эта комиссия может быть создана при губернаторе, войти в неё должны представители транспортного комитета, представители всех перевозчиков, которые работают на территории Великого Новгорода, депутаты городской Думы и их коллеги из областной Думы, представители мэрии. На этой комиссии необходимо выработать решение, которое устроит всех.

А именно: уменьшить аппетиты транспортников, но взамен гарантировать им получение компенсации выпадающих доходов в разумных пределах. А главное, обязать перевозчиков направить часть денег, гарантированно полученных из бюджета, на организацию единой системы учёта количества перевозимых пассажиров, в том числе, льготных категорий граждан.

Этим мы убьём сразу трёх зайцев. Власть будет знать, насколько обоснованы претензии перевозчиков. Перевозчики уйдут от расчёта наличными, от двойной продажи нечестными контролёрами билетов, от поддельных проездных. И все мы, жители, пассажиры, депутаты, чиновники и перевозчики, будем знать реальную картину того, что происходит с общественным транспортом в Великом Новгороде. Это шаг к успеху, шаг к цифровой, бережливой, умной транспортной структуре. Понимаю, что затраты велики, но можно решить этот вопрос через коммерческое партнёрство с бизнесом, с инвесторами. Любой бизнес — это, прежде всего, учёт. Сегодня ЛДПР говорит: путь к преодолению экономического кризиса в транспортном обслуживании населения — это учёт. Мы должны считать доходы и расходы, тогда есть шанс наладить нормальное транспортное обслуживание горожан. И не надо уходить от решения проблемы — город может захлестнуть ещё один транспортный коллапс, и горьким утешением этом случае послужит фраза: «Мы предупреждали!»

Что же касается поднятия цены за проезд, то это крайне вредная мера. Перекладывать заботу о льготниках на плечи и карманы граждан неправильно. Транспортное обслуживание населения — это сначала социальная функция, а потому уже бизнес. Компенсация выпадающих доходов — это обязанность бюджета, наладить учёт льготников — обязанность чиновников и перевозчиков. Затыкать дыры из кошелька граждан ЛДПР не позволит!»

Вице-спикер Новгородской областной Думы, лидер фракции ЛДПР Алексей Чурсинов

Фото: областная Дума