Гении сексистской рекламы, или Почему мы перестали замечать откровенную пошлость

Вопрос этот риторический, конечно: мы перестали замечать пошлость, потому что привыкли к ней. Мы видим ее постоянно, ежедневно. Подхихикиваем даже порой. Иногда возмущаемся, но тихо, камерно, внутри своей оскорбленной души. А она, пошлость, смелеет и обретает все более уродливые черты. Особенно в рекламе, когда принцип «баба-лого-продукт» уже надоедает, и хочется закреативить так, чтобы все оценили, попадали в обморок от восторга и купили то, что ты продаешь.

И у молодых рекламщиков складывается мнение, что лучше всего продает что-то пошлое, что-то ниже пояса. Желательно голое, а если это незаконно, то – двусмысленное. И начинается…

Хочешь? Позвони!

Этот незамысловатый слоган превратил билборд рекламного агентства в Астрахани в призыв посетить бордель. И сколько бы креативщики агентства ни писали, что: «Мы это не имели ввиду!», «У вас испорченное воображение!», люди все равно видят на плакате томную девушку с большой грудью, пытающуюся раздеться, а над ней надпись: «Хочешь? Позвони!» - и ассоциации рождаются сами собой. И я уверена, что такая реклама свидетельствует не о творческом подходе, а о дурновкусии. Что-то не хочется делать там рекламу. Мало ли, что подцепить можно. Мемасик там какой-нибудь или того хуже – нарушение авторских прав. Потом столько денег понадобится, чтобы «вылечить» бизнес.

foto 1

Поехали дальше: реклама крабовых палочек. «Снежный краб» и два человека: мужчина-горнолыжник и девушка-серфингистка. Как аналог сочетания снега и жарких морей, в которых водятся крабы. Мужчина упакован в одежду по самые уши, у девушки обнажено все, что можно по законодательству. Видимо, так иллюстрируется жара.

foto 2

Хотя почему-то рекламщикам даже в голову не пришло изобразить мужичка в труселях, как у Михалыча из «Особенностей национальной рыбалки», а девушку – в элегантной шубейке. Ответ очевиден: даже рисованная женская грудь по неписанному кодексу российских – и я подчеркиваю, что именно российских, даже скорее – совковых, креативщиков – это самая продающая штука. Потом есть еще голые ноги, спина и попа. Но грудь – это номер один. И для справки: вот как выглядят серфингистки. И если вы мне скажете, что они так одеты, потому что это Ледовитый океан, то нет: это Маверик, Калифорния, девушки сфотографировались перед соревнованием.

foto 3

Голые ноги и мужская гордость

Что можно рекламировать голыми женскими ногами? Да что угодно. Облачные решения, к примеру. Вы можете не знать, что такое облачное решение и SaaS, но голые ноги-то уж видали и знаете, как с ними обращаться. Кстати говоря, вы заметили, что такая реклама обращена исключительно к мужчинам? Потому что женщинам чужие ноги без надобности – у них свои есть. И глазеть с восхищением они на них не будут, параллельно прикидывая: «Хм, облачное решение… Это сильно удешевит бизнес» или «О, реанимация литых дисков от этой брюнетки с силиконовыми буферами, конечно, будет суперпрофессиональной, ведь она такая секси в наряде медсестры!» Нет, все эти голые детали женского организма рассчитаны на то, что атавистическая часть мужского мозга перебьет весь остальной разум, и пока мужик пускает струйку слюны, его руки сами покупают диски для тачки, рекламные площади, крабовые палочки и прочие странные вещи.

foto 4

foto 5

foto 6

На мой взгляд, то, что женщины подают в суд на горе-рекламодателей, очевидно: их сравнивают с товаром. С ваннами, как одна новгородская фирма, которая, разместив фото девушки в ванне, рекомендует: «Бери ту, которая не ломается». С туристическими путевками. С крабовыми палочками и машинами. С ламинатом, шашлычницами, холодильниками. А иногда даже с куском мяса – куда как романтично и уважительно.

foto 7

foto 8

Но вот почему мужчины не возмущаются? Им открытым текстом говорят: «Мы вами манипулируем, мы считаем, что вы тратите деньги в нашем магазине потому, что увидели голую нарисованную женщину, хи-хи!» Действительно, у определенной части населения такая реклама вызывает нездоровый смех, равно как и торты в форме гениталий или человек, упавший в лужу. Бывает, что уж там. Но если в рекламе изображена полуобнаженная женщина на лежаке и написано: «Уложим бесплатно», а остальное меленько-меленько, то это как понимать? Что к покупателю этого магазина, бедолаге, женщины бесплатно в кровать уже не ложатся? И другой момент: я вот, женщина, что-то там покупаю в этом магазине. А мне угрожают «уложить бесплатно». Спасибо, не надо. Я куплю у вас все равно, но не потому, что ваши креативщики сработали. А потому что кто-то другой умный выбрал удачное место для магазина. Все. Но если вы не прекратите сексистскую пропаганду на ваших плакатах, я плюну на расположение и поеду к вашим конкурентам, и другим посоветую.

Когда рекламщик знает, что нужно женщине

Для начала поделюсь «фейком». Я была убеждена, что это именно фейк, потому что у Газпромбанка есть юридические и физические лица, крупные и мелкие, продукты, связанные с пенсионными накоплениями (вне зависимости от возраста), образованием (вне зависимости от пола) и так далее. Но прошел слух, что есть еще и Lady’s Card, розовенькие. Специально для женщин. И слух оказался не слухом. Пользователи интернета моментально выдали предположения, зачем эти карты и почему так:

foto 9

Crew Cut, Великий Новгород: «Бред полный! А для мужчин голубая?»

Наталья Мартынова, Кемерово: «Если на эту специальную женскую карту будет приходить оплата за репродуктивный и другой немонетизированный женский труд, то я за».

Юлия Петрова, Воронеж: «Я не думала, что и в банковской сфере могут страдать таким маразмом – что ж ещё для полных "понятности и предназначенности" не нарисовали ещё на карточку туфли, помаду, сумочку и прочую подобную атрибутику?»

Дарья Новикова, Москва: «Ну наконец-то! Столько лет жила без карты только потому, что у банков не было специальных розовых карт для женщин. Теперь хоть смогу сама покупки совершать! А то раньше приходилось в магазинах воровать, ведь расплачиваться было нечем – денег то розовых с надписью lady тоже не существует. А я ж женщина, мне ж надо все отдельное».

Сережа Сергеев, Москва: «Наверняка по карте есть скидки на парфюмерию, косметику, одежду, детские товары и прочие "женские вещи". Ведь мужикам это всё не нужно, мужикам нужен только топор (им – бриться, им же счищать грязь с небритых частей тела, им же работать, и всё тем же топором играть с детьми), и больше ничего».

Москвич Сережа ошибся – карта самая обычная, со стандартным набором бонусов и комиссией за обналичку. И держателем ее может быть любой, кто захочет – хоть мужчина, хоть женщина. Так что розовая ленточка и надпись Lady’s Card оказываются абсолютно бессмысленными, хотя бы потому, что карта Платинум серенькая и непримечательная, гораздо круче и громче говорит о статусе своего владельца.

Ну, и на закуску: без чего, по мнению рекламщиков, не может обойтись женщина? Само-собой, она фанатка туфель, помады, моющих средств, подгузников и швабр розового колера. Но вот это – самый самолет, квинтэссенция потребностей: баночки!

foto 10

foto 11

Сразу вспоминается старушка из мультфильма «Солдатская каша»: «Ой, ой, ой, баночки, ой, скляночки, мешочки, да кулечки, веревочки, бечевочки, крючочки да замочки». Я вот не пойму, а мужчины что: скидывают все в один большой куль? Или у них все ровным слоем распределено по берлоге? Я не против отдельно взятой рекламы, отдельно взятой фирмы и отдельно взятого товара, но сексистский подтекст: «Это только для мальчиков, это только для девочек», но мнимое всеведение креативщиков, которые точно знают, что голая грудь побудит мужчину купить новую машину, а баночки-скляночки – лучший подарок для женщины, портят мне настроение. Нет, не так: бесят. В Европе я как-то не наталкивалась на подобные рекламные шЫдевры. А у нас – пожалуйста! Но если вы мне скажете, чем принципиально отличается «мужская» гречка от «женской», то я возьму свои слова назад.

foto 12

У этой темы есть продолжение: нераскрытыми еще остались пункты про двадцать один сантиметр, воспоминания о бывшей и то, что одобряет Шурыгина. И с каждым днем этих пунктов становится все больше, потому что по России катится флешмоб #сексизм_на_наших_улицах, и не только по России, но и по Беларуси и Украине. Лично мне интересно, что еще найдут блогеры на улицах своих родных городов: они найдут, а я вам расскажу.

Фото из открытых источников в интернете.