Новгородская дирекция по организации праздников достойно и интересно ответила на нашу «ворчалку»

«По другую сторону сцены» - так называется ответ на нашу публикацию «Послемасленичная ворчалка», который оперативно подготовили в Новгородской дирекции по организации праздников. С удовольствием его публикуем.

«Обсуждение всякого прошедшего события – дело, безусловно, хорошее, полезное. Особенно, если это событие городского масштаба, затрагивающее интересы большого количества жителей нашего Великого Новгорода.

Статья Интернет-газеты «Ваши Новости» «Послемасленичная ворчалка» - это как раз что-то наподобие обзора, попытки, если не оценить в полной мере прошедшие гуляния, посвященные Масленице на Новгородчине, то, по крайней мере, высказать мнение редакции о них. Естественно, ни о какой объективности в комплексной оценке праздника речь не идет и идти не может – сколько людей, столько и мнений, одному нравится одно, другой обращает внимание на совершенно другое.

После драки, как известно, не машут ничем, кроме белого флага. А любой человек, имеющий хоть отдалённое отношение к культуре, скажет, что, если исполнитель на сцене выглядит плохо: поет, не попадая в ноты или забывает партию в хореографическом номере, то на него не повесишь табличку «Не выучил песню, потому что работаю на трех работах, пытаясь прокормить семью» или «Не было средств на пошив костюмов, поэтому танец одели «на подборе». Зрителю абсолютно все равно, какие причины были у исполнителя или организаторов сделать так, а не иначе, и что привело к тому, что ему (зрителю) не понравилось то или иное выступление, концертная программа, праздник. Тем не менее, определенные комментарии по поводу описанных в статье фактах как кажется нам – коллективу МАУК «Новгородская Дирекция по организации праздников», который является главным организатором данного праздника - должны быть даны.

Первое соображение, касающееся судьбы замерзшего фотографа, год от года вынужденного снимать одно и то же. По данному пункту мы вынуждены вас огорчить – и в следующем году фотографии во многом будут такие же, как в этом, и в прошлом, и в позапрошлом годах… Центр праздника не перенесешь в ледяную кашу под ногами на Ярославовом дворище или городском пляже, а площадь Победы-Софийская за год волшебным образом не преобразится, и на ней не появится грандиозная ледяная или деревянная горка для массового катания - кто сможет поручиться за погоду? В другое место не будет поставлен масленичный столб, т.к. колодец для его крепления (к слову, вниз столб уходит на глубину 2 метра, чтобы он стоял надежно и безопасно) никуда не перенесешь. Не появится более удобного в плане подхода, обзорности, безопасности и удобства места для масленичного костра. Не появятся другие коллективы с другими костюмами на главной сцене (более того, год от года подобных коллективов в нашем городе становится все меньше и меньше). К сожалению, это те реалии, которые изменить не представляется возможным.

И чтобы закрыть тему «все было так, как всегда», перечислим только те площадки, которые были новыми на нашем празднике в 2017 году:

- Интерактивная фотозона на площади – ни одну минуту за весь праздник не было такого, чтобы кто-то из горожан не фотографировался в масленичном интерьере и с масленичной атрибутикой: рядом с русской печью, телегой, около масленичного шеста, колеса желаний…

- Всегда битком был забит помост и пространство рядом с ним, где конкурсы, забавы и игры со зрителями проводили скоморохи от ТМ «Мука Предпортовая»;

- Бесплатно угощали блинами со сметаной (мы не смогли найти информации, было ли такое в других городах, поэтому пишем просто для информации, так сказать, не хвастаясь) на площадке партнеров праздника «Домика в деревне» и «Бин-банка»;

- Площадка у фонтана «Садко» преобразилась благодаря праздничному сценическому автобусу от ЦКиД им.Васильева;

- При входе в Кремль расположилась игровая поляна, где абсолютно традиционные игры, которые, к слову, не меняются уже больше тысячи лет, все также привлекали самых юных новгородцев, от которых не было отбоя.

Соображение номер два. Вместе с тем не стоит думать, что организаторы уверены, что все в празднике идеально, и ничего менять не стоит. Естественно это не так, и обсуждения прошедшего мероприятия уже состоялось. Мы не можем отвечать за порядок ценообразования на блины новгородских предпринимателей или за размещение китайских товаров и вездесущих «лопнишаров» на территории Кремлевского парка (к слову, это другое учреждение). Но всегда хочется сделать что-то новое, необычное и запоминающееся. Вологодцы стрелами пытались поджечь масленичный костер? – Даже не беря во внимание обрядовую достоверность, надо отметить, что у нас еще в 2009 году лучники с пешеходного моста давали старт праздничному фейерверку в честь I Русских Ганзейских дней. Состоялся гастрономический фестиваль «Масляный пир»? - Подобное событие у нас пройдет летом, ведь попытки подтянуть приезжие предприятия торговли на этот праздник натолкнулись на одно – в этот сезон им выставляться не рентабельно. В Архангельске устроили соревнования по перетягиванию каната на площади? – Все, кто был 23 февраля, думаю оценили зрелищность гораздо более интересных новгородских соревнований, посвященных Дню Защитника Отечества. В этот же день, кстати, и клубы исторической реконструкции выступали. Правда наши, новгородские, а их у нас мало катастрофически…

Поиск новых «фишек» - это то, чем приходиться заниматься постоянно, иначе, на праздники перестанут ходить вообще. И большое количество идей и предложений отметаются только по финансовой причине. Да, соображение третье и самое грустное – финансирование. Проведение массовых мероприятий ложится бременем на истощенный бюджет Великого Новгорода.

И сколько будет выделено даже на техническое обеспечение праздника, на новые декорации или проекты, фишки и концертные программы никак не зависит от желания и задумок организаторов. Все новгородские коллективы, что выступают на городских сценах – выступают бесплатно, т.е. ресурсы учреждений культуры используются на 100%. Но, естественно, этого недостаточно. Любой режиссер скажет, что выразительные средства для массового мероприятия должны быть масштабны и зрелищны, т.е. затратны.

Не для апелляции, мол «смотрите, как у них», а просто для сведения приводим некоторые выдержки из реестра состоявшихся бюджетных закупок на проведение подобных мероприятий в других регионах России. Естественно это далеко не полный перечень затрат и событий, многие закупки на мероприятия делаются комплексными – скажем на полугодие или квартал,- и поэтому сюда не попали, но, уверены, понять общую картину, это поможет. Все данные находятся в свободном доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Бюджетные затраты на проведение «Масленицы 2017» в других регионах:

г. Ярославль. Организация спортивных мероприятий в рамках проведения «Главной масленицы страны». 307 000.

г. Ярославль. Услуги по организации и проведению туристского праздника «Ярославская масленица - Главная Масленица страны». 1 000 000.

г. Ярославль. Услуги по организации и проведению информационного тура в рамках туристского праздника «Ярославская масленица - Главная Масленица страны». 200 000.

г. Вологда. Работы по изготовлению, установке и охране фигуры чучело «Масленицы» в количестве 1 (одной) штуки высотой 12 метров. 373 000.

г. Мурманск. Оказание услуги по организации и проведению театрализованного народного гулянья «Широкая Масленица». 900 000.

г. Калуга. Оказание услуг по организации общегородских культурно-массовых мероприятий «Калужская масленица». 625 000.

г. Пушкин Ленинградская обл. Оказание услуг по организации и проведению праздничного гуляния, посвященного Масленице. 385 000.

МО Шушары, Санкт-Петербург. Организация праздника, посвященного окончанию зимы «Масленица». 1 050 000.

МО Озеро Долгое, Санкт-Петербург. Организация и проведение массовых гуляний на территории округа – «Широкая масленица». 800 000.

дер. Старая, Всеволожский р-н, Ленинградская обл. Организация и проведение Народного гуляния «Масленица». 500 000.

г. Видное Московской обл. Организация и проведение праздничного мероприятия «Масленица идет!». 300 000.

пос. Голицыно Одинцовского района Московской области. Закупка в 2017 году услуги по подготовке площадки, сценической мебели, оборудования, декораций и костюмов, необходимых для проведения Масленицы-2017. 300 000. 

В бюджете Великого Новгорода на данные цели предусмотрено 130 000 (сто тридцать тысяч) рублей. Примерно такую же сумму МАУК «Новгородская Дирекция по организации праздников» привлекло из внебюджетных источников (т.е. вложило собственных средств). Думаю, любые дальнейшие комментарии здесь излишни при условии, что стоимость услуг (установка сцен, аренда звука, работа техники, уборка, электричество, транспорт итп) кардинально от региона к региону не меняются.

И в заключение, несмотря на то, что и Масленица, и Прощенное воскресенье уже прошли, организаторам праздника хотелось бы попросить прощения у всех, кто не получил по какой-то причине удовольствия, придя 26 февраля на территорию гуляния, и у тех, чьи ожидания от праздника не были оправданы. Также, как и вы, мы считаем, что наш город несомненно достоин хороших, новых и интересных праздников, событий, мероприятий. И продолжаем делать все зависящее от нас, чтобы даже в сложившихся тяжелых условиях радовать новгородцев».

Евгений Баютин, 

директор МАУК «Новгородская Дирекция по организации праздников»

Фото: Алексей Мальчук