Новгородский зоолог Андрей Коткин неожиданно приобщился к оружейному искусству уральских мастеров

Месяц назад у меня появилась возможность провести неделю на Урале. Семь дней — вроде бы, немного. Однако за это время удалось побывать в Челябинске и Екатеринбурге, познакомиться с переменами в зоопарках обоих городов, а также с другими зоологическими коллекциями региона, полюбоваться уникальной южно-уральской природой в национальных и природных парках, увидеть буйную золотую осень и первый снег, пообщаться с замечательными людьми и набраться незабываемых впечатлений.

Набираться их начал я в 120 километрах от Челябинска, куда меня увезли практически сразу из аэропорта Баландино. В городе Златоуст, 262 года тому назад основанном.

Для начала полюбовался величественной Чёрной скалой в национальном парке «Таганай» по соседству с городом. К сожалению, густой туман не позволил увидеть живописные Таганайские хребты во всей их красе…

Посетил частный парк птиц «Таганай», открывшийся в 2014 году…

С интересом осмотрел парк скульптур, носящий имя Павла Бажова и густо населённый персонажами его уральских сказов, среди которых и Огневушка-поскакушка, и Данила-мастер, и Медной горы Хозяйка с ящеркой на руке, и олень Серебряное копытце…

Хоть и районным центром является Златоуст, а численностью населения (170 тысяч человек), что называется, дышит в спину самым маленьким областным центрам России — Пскову и Великому Новгороду. Да и с достопримечательностями порядок, туристы здесь желанны.

Признаюсь: когда мне предложили побывать на предприятии по производству знаменитых златоустовских ножей компании «АиР», согласился без особого энтузиазма. Парк птиц — нет вопросов, национальный парк — с удовольствием, даже парк скульптур интерес вызывает, но вот ножи… Человек я по своей природе незлобивый, оружием не интересуюсь, нож в руки беру либо на кухне, либо на тихой грибной охоте. Ну, да ладно уж… И как же я ошибся!

Эта экскурсия самой интересной оказалась, и впечатлений, вызванных ею, не смог испортить даже противный нудный дождик.

Сегодня производством кованых ножей в Златоусте заняты десятки крупных и мелких компаний. Ножи всевозможного назначения, а также кортики, стилеты, шашки, тесаки и иже с ними холодное оружие — давний местный бренд, который существует уже более двух столетий. На этом фоне возникший в 1999 году «АиР» не то что не потерялся, а занимает лидирующие позиции.

В «АиРовке»

Кстати, к болотному растению с саблевидными листьями звучное название отношения не имеет. АиР — всего лишь аббревиатура, образованная фамилиями отцов-основателей компании Дмитрия Архипова и Михаила Рагозина.

Но производство это одно, а работа с туристами несколько другое. Что же показывают, чем увлекают, какой такой туристический продукт предлагают аировцы своим посетителям, кроме собственных качественных клинков, доступных кошелькам самой разной толщины?

Торговые ряды «АиРовки», а проще - магазин компании. Это лишь маленькая часть ассортимента

В первую — нет, всё же во вторую очередь, это сам производственный процесс. Оружейные и художественные мастерские. Все этапы изготовления ножа: выбор заготовки, ковка, заточка, художественная отделка, окончательная сборка... Честно говоря, не ожидал, насколько интересно узнавать, как рождается на свет, по сути, вполне себе утилитарный предмет. «АиР» ведь и начинался с массового изготовления недорогих качественных охотничьих ножей, на них поднимался. Потом здесь освоили выпуск ножей туристических и разделочных, не требующих разрешения органов МВД. А уж затем стали расширять ассортимент вплоть до произведений подлинного искусства, получающих призы на престижных международных выставках.

Стилеты «Четыре стихии»

Кстати, эти призы не прячут в административных кабинетах, они тоже выставлены на обозрение. И правильно: гордиться достижениями совсем не зазорно. Тем более что в компании работают действительно потрясающие кузнецы и художники. Произведения которых можно видеть как в торговом зале, так и в выставочной галерее предприятия.

Адмиральский кортик из собрания галереи

Правда, меня больше изящных стилетов и кортиков привлекла птица, что естественно для орнитолога.  Ворон в натуральную величину, выкованный от кончика клюва до каждого перышка в хвосте, смотрится просто как живой. Вещая чёрная птица — подарок якутских кузнецов, с которыми у аировцев сложились тесные дружеские и деловые отношения. Нужно понимать, что для северных народов ворон существо мистическое и практически священное, объединяющее Верхний и Нижний миры, не говоря уж о мире Срединном, где все мы живём. Не вдаваясь в такие тонкости, на одной из выставок златоустовцы смеха ради сунули в клюв подарку кусочек сыра, но коллеги из Якутии тактично объяснили им разницу между вороной и вороном…

Другой потрясающий предмет, который гордо показывают всем экскурсантам, — меч «Святогор». Не просто меч, а внесенный в Книгу рекордов России как самый длинный в мире меч из дамасской стали. Он был выкован за 80 дней мастерами компании, взявшими за образец европейский средневековый меч. Длина рекордсмена 3 м 17 см, а масса — 32,3 кг. Взмахнуть «Святогором», держа за рукоять, по силам, наверное, только былинному богатырю, в честь которого его и окрестили…

Меч «Святогор» вдали и вблизи

Но производство, призы, уникальные авторские работы — всё это, как я заметил выше, во вторую очередь. А что в первую? В первую очередь турист идёт в оружейную слободу «АиРовка», на кузнечный двор — своего рода музей под открытым небом, историко-технологическая реконструкция, воссозданная в прошлом году возле корпусов предприятия. Здесь главный аттракцион.

Говорят, в продвинутой Европе ремесленные реконструкции явление нередкое. В России же на сегодняшний будничный день «АиРовка» считается едва не единственным туристическим объектом, демонстрирующим тесную связь традиционного и современного оружейного производства.

При входе в слободу установлен мощный тотемный столб под названием «Сэргэ», с сюжетной основой в виде всё того же ворона. Тотем был также сработан и подарен якутскими кузнецами, плюс к тому освящён специально прилетевшим в Златоуст шаманом. Интересно, что «Сэргэ» покровительствует не только кузнецам и прочим ремесленникам, но и людям творческих профессий. Поэтому грех было не воспользоваться возможностью постоять у такого покровителя, а затем записать возникшее желание и сжечь записку в «волшебной» печке по соседству. Авось, исполнится!

На кузнечном дворе покажут и расскажут многое, в том числе историю осуществлённого в Златоусте возрождения секрета дамасской стали.

Но об этом, в конце концов, можно и прочитать. А вот когда тебя приглашают в действующую кузницу, надевают на тебя фартук и толстые рукавицы, а рядом пышет жаром горн и, как сотни лет назад, разгоняемый водяным колесом, бухает механический молот… Вот тут ты буквально проваливаешься в прошлое, на время забывая, кем был пять минут назад и с какой целью улетел за 1800 километров от дома. Отказаться неловко, да и не хочется — такой охватывает азарт.

Пламя в горне 

Вращение водяного колеса

На переднем плане - молот, позади - мехи 

Нет, ну конечно же, я не стал кузнецом. Всего лишь подмастерьем под руководством опытного мастера. Однако лично раздувал мехи и видел, как от моих усилий вспыхивает и рассыпается снопом искр пламя в горне. Сам подкладывал под махину молота раскалённый пруток, а после опускал его, расплющенный, в ответно шипящее паром ведро с водой.

А потом отбивал другую заготовку и закручивал её в подобие кренделя… Вообще-то, должно было получится сердечко, но не получилось, да и ладно, зато это был мой — собственноручно выкованный! — пускай и не нож, и вообще не оружие, а просто чёрный железный завиток…

«Да полно, было ли?» — недоверчиво думаю месяц спустя. А ведь было. Вон он, свидетель, то самое «недосердечко», висит на стене над моим рабочим столом как сувенирное напоминание.

В те минуты я с каким-то удивляющим меня восторгом был другим человеком. Самим собой, но другим, мне ранее не знакомым. Наверное, похожее чувство испытывает актёр на сцене. Поэтому не интересная информация, не металлический «крендель», не завораживающая холодная красота клинков всех форм и размеров, а вот именно эти неожиданные эмоции оказались в числе самых главных впечатлений из всех, что я получил за неделю среди природы и людей Урала. За что искреннее моё спасибо создателям «АиРовки».

Фото автора и Ирины Фирсовой