Социологи выяснили, к каким субкультурам относит себя современная российская молодежь. Велосипедисты рулят

Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ выяснил, чем занята современная российская молодежь и к каким субкультурам себя относит.

Как сообщают «Известия», социологи опросили более трех тысяч студентов колледжей, ссузов и вузов в Петербурге, Ульяновске, Казани и Махачкале. Выбор этих городов был не случайным. Петербург — мегаполис, Ульяновск олицетворяет русскую глубинку, Казань — город, где сосуществуют две большие нации — татары и русские, в Махачкале проживает огромное количество национальностей, среди которых русские составляют всего около 5%.

Исследователи пришли к выводу, что в в Петербурге на первом месте велолюбители — 39%. Далее идут любители настольных игр (32%), геймеры (31%), футбольные фанаты (23%), рокеры (21%), хип-хоперы (18%), уличные гонщики (17%), роллеры (16%), гики (15%), граффитисты (15%), хипстеры, аниме-фанаты, хейтеры, косплееры (по 14%), турникмены или любители воркаута (13%).

В Ульяновске тоже лидируют велолюбители (29%). Потом идут геймеры (27%), фанаты (21%), БПАН — любители «заниженных» автомобилей (20%), хип-хоперы (15%), турникмены (15%), любители «настолок» (15%), уличные гонщики (14%), рокеры (13%).

Казань отличается от предыдущих городов. Здесь на первом месте оказались последователи ЗОЖ — здорового образа жизни (59%), на втором — волонтеры (49%), затем велолюбители (42%), футбольные фанаты (23%), любители «настолок» и хип-хоперы (по 16%), турникмены и уличные гонщики (по 15%), БПАН (14%), геймеры (13%).

В Махачкале волонтеры на первом месте (42%), далее — футбольные фанаты (32%), активные мусульмане (31%), велолюбители (30%), последователи ЗОЖ (24%), турникмены (22%), геймеры (21%), любители настольных игр (20%), уличные гонщики (16%), БПАН (11%), «Молодая гвардия» и другие молодежные политические движения, а также байкеры, паркурщики, граффитисты и гламурная молодежь (все — по 10%).

Один из главных выводов исследования — в последнее время «традиционные» субкультуры (вроде готов и эмо) маргинализируются, их последователи стареют и уходят со сцены. 

Несмотря на региональные, этнические и религиозные различия, существует общий для всех городов «репертуар» молодежных практик. Это велосипедисты, геймеры, любители настольных игр, футбольные фанаты, турникмены и хип-хоперы.

Мы попросили прокомментировать эту новость Евгения Нефедова, основателя проекта «Велосипедизация Великого Новгорода».

- Велосипед сейчас действительно набирает популярность в России, в частности, как транспорт, и, конечно, приятно, что в Великом Новгороде наш проект этому способствует. Я бы ни в коем случае не стал называть это субкульутрой, так как явление довольно массовое. Это скорее тренд. И если раньше велосипед и мог восприниматься как субкультура, то сейчас такого уже нет. От этих стереотипов, что велосипед - это только для молодежи, или только спорт, практически ничего не осталось. Велосипед может быть у каждого и использоваться в повседневной жизни, как транспорт в первую очередь. При этом велосипед и процесс велосипедизации - это и нечто большее, способное изменить нашу жизнь к лучшему. Это очень интересная идея, которая захватывает всё больше людей.

Евгений также сообщил нам, что в конце октября ООН призвала тратить 20% транспортных бюджетов на пешеходную и велоинфраструктуру. При этом было отмечено, что такие доступные, как велосипед, способы передвижения дают огромные социальные, экономические и экологические выгоды и в городской, и в сельской местности.

Фото: Максим Озерцов (1,3), Алексей Мальчук (2)