Древнюю ладью, найденную на дне Волхова, перенесут и  временно оставят на такой же глубине

Вчера мир облетела весть - канадские моряки нашли судно, пропавшее 170 лет назад. Эта находка стала для Канады событием национального масштаба. Но понимаем ли мы значимость другой находки - судна XV века, обнаруженного на днях на дне Волхова?

Об этом говорил сегодня Сергей Трояновский на совещании, посвященном найденному на дне Волхова древнему кораблю, высказывая опасения – не станет ли этот беспрецедентный случай всего лишь «побочным» событием в ходе строительства трассы М-11. На что представители «Автодора» ответили, что понимают всю важность произошедшего, однако дорогу строить надо, так что решать судьбу корабля нужно оперативно.

А произошла действительно уникальная вещь: в ходе исследования полосы отвода будущей трассы М-11 была обнаружена ладья XV века с грузом кирпичей, сохранившийся благодаря илу. Корабль, безусловно, интересен сам по себе, но и его груз подарит ученым ценную информацию, ведь XV век – время строительства храмов и новгородского кремля.

Эта находка, безусловно, огромная радость для ученых и всех, кто интересуется историей. Но до того момента, как новгородцы и гости нашего города смогут увидеть ладью в музее, нужно решить множество проблем.

Во-первых, строительство дороги не ждет – для переноса судна отвели всего три-максимум четыре месяца. В течение этого времени мостовики выйдут к месту, где покоится корабль. Вибрация будет для него губительна. Надо спешить. Но поднимать и переносить судно - опасно, ведь другой состав воды и скорость течения могут разрушить уникальную находку. Необходимо провести дополнительные исследования и продумать, как можно все это сделать максимально безопасно для корабля. Кроме того, в России нет опыта сохранения подобных объектов такого размера (20 метров), а корабль необходимо не только изучить, но и сохранить для потомков. А для этого необходимо дорогостоящее оборудование и привлечение специалистов. Уже сейчас, по самым приблизительным расчетам, речь идет о десятках миллионов рублей, необходимых для спасения ладьи. Ну а вслед за консервацией встанет вопрос о помещении, где разместится ладья.

«Идея строительства музея судостроения витает в воздухе уже несколько лет», - сказал в связи с этим Сергей Трояновский. Но если такой музей, даст Бог, появится у нас в необозримом будущем, то площадку для строителей надо освобождать срочно.

Пока на совещании было решено, что после размытия корабля и его разгрузки, ладью бережно перенесут в специальном «корыте» из ставшего для нее опасным места. В этом «корыте», на такой же глубине, в своей среде ладья будет ждать решения своей судьбы.

Составление дорожной карты – проекта переноса корабля – и исследования возьмет на себя «Автодор».