«У русских такие дороги, чтоб иностранцы не проехали»: «National Geographiс» расскажет о Новгородчине

Сегодня в Великом Новгороде проходит весьма знаковое событие – презентация уникального исторического проекта «В глубь России, в глубь веков». Cуть его в том, что на основании шведской рукописи XVII века редакция журнала «National Geographic Россия» составила маршрут исторической автомобильной экспедиции:

«Великий Новгород – Псков – Ивангород – Великий Новгород». Автомобильная экспедиция стартует уже завтра и продлится пять дней. В ней, наряду с сотрудниками редакции журнала, примут участие ведущие историки и лингвисты из России и Швеции. Специалисты проедут старинными маршрутами, сфотографировав памятники прошлого нашей страны.

- Это удивительный исторический и культурный проект. Благодаря ему мы заглядываем в глубь России, в глубь веков с нашими шведскими друзьями. Старт в вашем городе не случаен, поскольку именно Великий Новгород на протяжении сотен веков являлся форпостом, окном в Европу и главным действующим лицом в построении отношений с нашими северными соседями, - пояснила издатель журнала Ирина Ковалевич. - Уникальность маршрута ещё и в том, что мы проедем по тем местам, которые описывал в своих заметках 300 лет назад, в 1674 году, шведский посол в России Эрик Пальмквиста.

А посол, к слову, весьма подробно не только зарисовывал, но и записывал увиденное: «у русских такие дороги, чтобы иностранцы не проехали… и мостов у них почти нет…». А когда шведское посольство останавливалось в Новгороде на пути к царю в Москву, их потчевали не только «изысканного вкуса рулетом с вишней и песком», но и «дурным сидром, омерзительным пивом и довольно приличной водкой». Также подробно посол писал о характерах русских, о наказаниях в русской армии «за ошибку в перечислении всех титулов царя, всех княжеств, которыми он правит» и оружии того времени. Некоторые данные, как рассказала профессор кафедры славянских языков Упсальского университета Улла Биргегорд, он добывал с помощью подкупа.

Отметим, общая протяженность разработанного уже в наше время маршрута составляет 1000 километров. Пробираться по ним экспедиция будет на полноприводных «Volvo». А результаты этого масштабного путешествия будут опубликованы в одном из номеров до конца года.