Сентябрьская волна в НЦСИ: от «МАМ» до «плохой картины», или «Дайте пройти! Встали тут!»

Сентябрь — это всегда время старта: начало учебного года, открытие театрального сезона и, конечно же, художественного, когда музеи и арт-центры после летней передышки начинают снова работать в полную силу. И чтобы зритель почувствовал всю мощь искусства, открытие, как правило, стараются сделать ударным, ураганным, сшибающим с ног и переворачивающим вверх тормашками. И Новгородский центр современного искусства не исключение. И в данном случае, так и хочется сказать: и хорошо, что не исключение, но общее правило.

Итак, 8 сентября, то есть вчера, состоялось открытие нового творческого сезона. Сентябрьская волна вышла большой, высоченной, можно сказать, цунами: как-никак на вернисаже было представлено пять выставок. Две выставки современных итальянских художников, персональная выставка живописи питерского художника Валерия Лукки «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки», фотовыставка «Фотомикс» и выставочный фотопроект Марка Назарова «МАМЫ». Кроме того, открылся очередной арт-объект «Самой короткой в мире улицы искусств» — скамейка «И повторится все как встарь», созданной — уже по традиции — новгородским скульптором Михаилом Ющенко. И группа «Амулет для любимой женщины» разыграла перформанс, придуманный Яной Лебедевой.

И начну я с перформанса. Нет, не буду пересказывать суть и содержание, такие вещи предназначены непосредственно для просмотра: перескажи и ничего от них не останется. А тут и так надо дать скидку на любительский подход. А ребята все-таки старались, это было видно. Расскажу лучше об обстановке, в которой действо развертывалось, и об одном грустном инциденте.

Шел мелкий дождь, но это не напугало публику, которой собралось немало. Тротуар возле «Диалога» был так заполонен людьми, что пройти составляло определенную проблему. Но такие события происходят-то не каждый день! Поэтому я, откровенно скажу, просто опешил, когда довольно молодая женщина с пакетиком в руках, в котором, как мне показалось, было что-то похожее на квашенную капусту (я сразу ее и не заметил, поскольку следил за перформансом), оттолкнула меня, освобождая себе проход и сопровождая свои действия фразой «Дайте пройти! Встали тут!» Я ошарашенно глянул ей вослед…

И здесь мне стало грустно, поскольку это показатель, действительный показатель уровня культуры, даже элементарной — уважения, вежливости к начинающим артистам и зрителям. Скажете, частный случай? Да, может быть, но что-то мне подсказывает, что это далеко не так, что это, скорее, норма, нежели пресловутый частный случай. Но это — если бросить взгляд на большие проблемы… Однако ж сосредоточим его лучше на выставках.

Из пяти проектов можно выделить два — центральных, как бы даже диаметрально противоположных друг другу. Это: «МАМЫ» и «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки». Первый, остросоциальный, повествует о жизни, о надеждах, о силе духа мам неизлечимо больных детей. Каждое фото, выполненное в жанре психологического портрета, сопровождалось текстом, в котором рассказывалось о модели и ее ребенке. И, надо отдать должное, такой подход себя оправдал полностью, поскольку без сопроводительного текста проект не вышел бы за рамки вполне банальной портретной галереи. Не сказать, что фото непрофессиональные и так далее, но выдающимися работами их не назвать, это определенно. Однако сопроводительный текст здесь делает очень ощутимую работу: знакомит с судьбой женщины-матери, и только после этого фотография начинает работать. Но — по особенному. Акцент на социальную проблематику очевиден. И, признаться, эстетический, чисто художественный момент за этим, к сожалению, теряется.

Теперь о «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки». Без преувеличения, это, пожалуй, одна из сильнейших выставок, проходивших в НЦСИ за последнее время. По своей направленности творчество Лукки — полная противоположность «МАМАМ»: эстетический момент превалирует над всем остальным. Точнее, антиэстетический. Лукка работает в эстетике «плохой картины», которая заведомо отвращает от себя зрителя. Напомню, что на выставке 1998 года «Парадиз» в Питере его картина была признана худшей. Но для художника это, скорее, критерий отлично выполненной работы, абсолютной реализации замысла, отражающего его пессимистический взгляд на мир. Но одновременно дарующий громадный оптимизм, ибо «антиэстетика» задает совершенно непривычную систему координат, вникнуть в которую, обжиться в которой — колоссально внутренне обогатиться, действительно понять что-то новое, выйти за привычные рамки усредненного существования. В том числе «Дайте пройти! Встали тут!».

В общем, это выставка, которую нельзя пропустить, более того: пропустить которую было бы преступлением перед самим собой. Ничего не скажешь: открытие творческого сезона вышло необычайно сильным и запоминающимся. Это тот редкий случай, когда искусство может очень многое что перевернуть. По крайней мере, в масштабе отдельно взятого человека.

Фото: работа Лукки "Без названия"