«Театр 24». Дневник актрисы

В прошедший воскресный день в областном колледже искусств имени Рахманинова в пятый раз состоялся уникальный и полюбившийся многим новгородцам эксперимент под названием «Театр 24».

Накануне, в библиотечном центре «Читай-город» собрались сценаристы, которым предстояло усердно потрудиться первые 12 часов, чтобы к утру написать новые постановки. Но мы предлагаем познакомиться с остальными 12 часами, когда в работу включились режиссеры, актеры, декораторы и реквизиторы.

10.00. Вестибюль постепенно наполняется людьми. Организаторы раздают сценарии. «Я первая пришла!» - слышится с одной стороны. «Ого! Сколько героев!» - с другой. Предупредили, что массовка предусмотрена в каждом сценарии, так как желающих побыть в «шкуре» актера оказалось много. Режиссеры знакомятся со сценариями.

10.15. Продолжают подтягиваться актёры. И тут со стороны раздается голос – «А вы не хотели бы сыграть роль капитана?...». В голове молниеносно представляются паруса, тельняшки, попугай. «… у нас космический корабль переживает 11 лет полного штиля». Ну как тут отказать? Конечно, да!

Команда набралась отменная – 20 человек. Режиссер предлагает нам познакомиться в форме игры «Снежный ком» - задачка для памяти. Далее 10-секундные построения по росту, возрасту и алфавиту, хаотичные передвижения по комнате, приветствие за руку, заглядывание в глаза – и вот, мы более менее знакомы, бодры и готовы работать. Начинается самое интересное – разбор ролей, знакомство со сценарием и определение с реквизитом.

11.00. Роли разобраны! К нам заглядывает организатор и сообщает, что в некоторых группах недобор, и желающие могут «перебежать». Однако стоит заметить, что желающих покинуть «корабль» не оказалось. Ещё бы! В нашей космической драме по ходу разбора продумывался каждый член экипажа – будь то матрос, ученый, попугай или голос «за кадром».

12.00. Решено! История дополняется сценами, начинают прогоняться массовые действия, и тут нет понятия массовки – каждый задействованный человек в первую очередь персонаж со своей историей и мотивацией. Учёный ли с 3-мя степенями по анатомии, который вынужден выращивать помидоры в глухом уголке космоса. Или матрос, который 11 лет не был в увольнительных. Пока часть группы начинает проходить свои сцены, остальные занимаются сбором реквизита и новым текстом сценария.

13.00. Реквизит добыт! Продумана каждая деталь – тельняшки, фуражки, халаты, стаканы, половники, медвежонок и курительная трубка. Решено открыть историю нашего судна с интерпретированной версии «Штиль» группы «Ария». Очень трогательная сцена во главе с юной девочкой Ассоль, которая по воле судьбы провела всё детство и выросла на этом корабле.

14.00. Для актеров наступает время творческих исканий, споров и экспериментов – чего стоит изображение «коком» душевных мук и порывов в отношении «доктора», как одного из всего двоих мужчин на корабле с символичным названием Vetus Virgo («Старая Дева»). Здесь стоит заметить, что было предложено достаточно много цитат, но жребий пал на «Только глубокое чувство может толкнуть меня под венец, поэтому быть мне старой девой» из произведения Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

всё те же душевные муки, но уже на сцене)

14.30. Объявлен перерыв, чтобы подкрепиться и набраться сил. Параллельно идет работа над постановкой танцевального номера. Не каждый день увидишь, как «девочка-юнга» учит бабушку «боцмана» устрашать и строить команду. Ученые и матросы абсолютно реально отклоняются в сильнейшем испуге от каждого жеста героев  В это же время прогоняются диалоги «капитана», и голосовых актёров (робота и бортового компьютер) под руководством второго режиссера.

15.30. На полу разбросаны ржавые инструменты, недалеко от них - мягкий плюшевый мишка, здесь же перевернутые стулья и разбросанные «кости». «Учёные» меняются очками и халатами, матросы шутят и веселятся, «боцман» и «техник» обсуждают свои роли, а «попугай» наблюдает со своего стула. «Vetus Virgo» оживает.

Из разных углов долетают откровения о том, что сподвигло людей на участие в проекте. Кого-то - желание совершенствоваться, кому-то хотелось пожить в «чужой шкурке», кто-то мечтал создать свой спектакль, а кто-то уже не может без «Театра-24» и его волшебной атмосферы.

16.30. Первый прогон целиком! И вот, на глазах из, казалось бы, хаоса, суматохи и разорванных сцен рождается единая история. И главный вопрос – мы укладываемся в отведенное время? Да!

17.00. Генеральный прогон на сцене. Оцениваем масштабы площадки, звучание голосов актеров в зале, музыкальное сопровождение, динамику и темп действий. Наконец-то, есть возможность получить критику со стороны. Нам есть над чем поработать, но мы чётко решили - урезать «кадры» мы не будем. Увеличиваем темп, шлифуем, учим, не сдаёмся.

18.00. Ещё несколько прогонов массовых сцен. Вносятся некоторые коррективы и штрихи, вплоть до выхода на поклон и заветных «Ура!» в конце всего действа.

Критика со стороны

19.00. А теперь – танцы! Звучат на перебой классические мотивы, венецианские, португальские и даже джаз. Комната заполняется «воздушными шариками», «птичками», «кошками» (порой под валерьянкой) и прочей живностью – актеры расслабляются.

19.45. Волнение. Разговоры. Неожиданные откровения о том, что сколько раз учувствовал в этом проекте. Кулиса то и дело дергается от желающих заглянуть, сколько же пришло зрителей.

20.00. Зал полон. Открывает театральный вечер внеконкурсное соло от Владимира Ефимова, которое постепенно расслабляет «актеров» и неспешно вводит зрителей в атмосферу проекта.

Далее постановка «Дикие времена» - чудная принцесса в плюшевой пижамке, внушительный священник и непередаваемый восторг актеров за сценой, которым удалось быстро и без шума унести со сцены стол во время затемнения – слаженная работа! 

И вот - наступают наши «Одиннадцать лет штиля».

Дрожь и волнение постепенно сменяются восторгом, и реплики уже идут не из памяти, а из истории каждого персонажа.

21.00. Дом вверх дном и смена амплуа: теперь мы не актеры, режиссеры и сценаристы. Мы - зрители.

На сцене искрящий юмором «Хэштег_в_реальность», где люди – планшеты, телефоны и гаджеты. 

Без лишних слов понятную всем историю современности сменяет комедийная постановка «Алло, полиция!» о харизматичном добряке Семёне Семёновиче.

А завершает вечер так же внеконкурсная и уже ставшая традиционной танцевальная постановка от перфоманс-группы «Омлет для любимой женщины».

В легкости, грации, пластике и без лишних слов перед нами предстало их виденье постановки «Дикие времена».

21.30. Объявлено голосование. Зрители, с неподдельным интересом наблюдавшие за действиями на сцене, поспешили к заветным баночкам, что бы вложить в неё свой голос в виде яркой конфеты. Мы в ожидании.

21.45. Голосование окончено. С немыслимым перевесом всего в три (!) голоса победила постановка «Хэштег_в_реальность». Команде, работавшей над ней, были вручены билеты в театр «Малый» и сертификаты на скидку в антикафе «CarpeDiem».

И пусть мы остались без призового места, но радость по поводу удачно прошедшего выступления переполняет и вдохновляет! Тут и там можно услышать, как делятся впечатлениями участники: «Обязательно вернусь сюда снова».

Занавес.

Текст: Мария Родыгина

Фото: Алексей Мальчук