Проект благоустройства набережных хотят использовать для очистки реки Волхов

На минувшей неделе началась работа над единой концепцией набережных реки Волхов в Великом Новгороде. На реализацию грандиозного инвестпроекта, по предварительным оценкам, может потребоваться до 10 миллиардов рублей.

Областные власти рассчитывают привлечь федеральные средства. Проект обустройства набережных может попасть в государственные программы.

Пример планируют взять с соседей – во Пскове городские набережные привели в порядок за счёт средств федеральной целевой программы по развитию внутреннего туризма. Причём, обустройство набережных было составной частью более общего проекта «Создание туристско-рекреационного кластера Псковской». К его воплощению в жизнь псковичи приступили в 2011 году. В общей сложности реализация проекта обошлась в 4,4 миллиарда рублей.

Очевидно, что новгородские власти выносили более грандиозный замысел. Как уже писали «ВН», общая протяжённость городских набережных может составить около 20 километров. Их хотят протянуть от Рюрикова городища до Деревяницкого моста.

– Инвестиционный проект будет использоваться и для очистки русла реки Волхов, и для благоустройства берега Ильменя, – заявила в пятницу на совещании в Доме Советов вице-губернатор Вероника Минина. – Предложения поддержаны федеральным правительством.

В настоящее время прибрежные зоны в Великом Новгороде выглядят не слишком привлекательно. Свою роль здесь играет и обмеление Волхова, обнажающее заросшие травой и кустами острова в русле реки, и разнообразный хлам, скопившийся на дней реки. Самые жуткие мысли вызывают и куски арматуры, торчащие из воды в районе брошенного причала у гостиницы «Россия».

Председатель профильного комитета областного департамента культуры Евгений Родионов назвал состояние набережных «сдерживающим фактором для развития туризма». Заместитель руководителя департамента архитектуры и градостроительства Анна Пятлина констатировала, что прибрежные зоны непривлекательны и для новгородцев.

– Проблема заключается в малой привлекательности и заброшенности. Отсутствуют удобные спуски к воде. Правительство области поставило задачу оживить набережные, сформировать привлекательные для инвесторов условия развития территории. Имеются предложения нескольких проектных организаций по обустройству некоторых участков набережных. Однако для попадания в федеральную целевую программу необходима общая концепция развития набережных, – заявила Пятлина.

На данный момент полностью готова проектно-сметная документация на строительство Ганзейской набережной (реконструкцию набережной Александра Невского). В 2013 году стоимость работ оценивалась приблизительно в 600 миллионов рублей. Проект института «Новгородгражданпроект» концептуально построен на ганзейской истории Великого Новгорода. Три года назад мы рассказывали о нём подробнее. Напомним, что, в частности, набережную предлагают украсить памятником средневековому судну и группами фонтанов и торгового центра «Диез».

Если же говорить о Софийской стороне, конкретные предложения на данный момент озвучены по участку набережной от гостиницы «Интурист» до моста Александра Невского. При этом, одни архитекторы предлагают выдержать набержную в едином ключе, а другие, в частности проектировщики института «Новгородпроект», убеждены, что каждый отдельный участок – у морского центра капитана Варухина, бывшего пивоваренного завода «Богемия», театра драмы и гостиницы – должен иметь своё лицо.

Мы уже сообщали, что в «Новгородпроекте» считают необходимым восстановить 42-метровую стелу у драмтеатра, оснастить её лифтом и использовать как обзорную башню. За основу архитекторы института брали проект, разработанные коллегами ещё в 80-х годах прошлого века. У отеля «Интурист» проектировщики предлагают построить прогулочные пирсы, выступающие далеко в акваторию Волхова.

По другую сторону моста Александра Невского устроить глобальную перестройку получится навряд ли, поскольку рядом стоит детинец, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Специалисты предлагают облагородить причал, у которого швартуются прогулочные теплоходы, легковозводимыми деревянными конструкциями. Пляж и прилегающую к нему территорию хотят сделать более привлекательной, сохранив их нынешнее назначение.

По остальным участкам прибрежной полосы между пешеходным и Деревяницким мостами пока больше вопросов.

– Есть ряд территорий, которые не решены концепутально, – рассуждает генеральный директор института «Новгородгражданпроект» Владислав Букетов. – Например, берег Софийской стороны от «Интуриста» до Колмовской набережной, или участок у стадиона «Электрон», или берег Волхова с Торговой стороны напротив областной больницы. Нужно решать, что там будет. Однозначно нужно строить продолжение Колмовской набережной до Деревяницкого моста. Возможно, требуется сделать пять с половиной километров набережных, пять с половиной – берегоукреплений, а также определённые участки, где требуется реконструкция уже существующего.

Главный архитектор Великого Новгорода Евгений Жилин заявил, что в вопросе обустройства набережных необходимо двигаться поэтапно. Кроме того, по словам Жилина, общий план развития набережных давно зафиксирован в генплане города.

Масштабное строительство в прибрежной зоне потребует проведения не менее масштабных археологических исследований. По мнению директора гуманитарного института НовГУ Елены Тороповой, исследования можно провести за то время, пока обсуждаются отдельные проекты и общая концепция развития набережных.

– Не хотелось бы повторения ситуации, которая имела место во время строительства гостиницы «Интурист», когда академику Янину быквально выкручивали руки, и был уничтожен уникальный культурный слой. Завинчивались сваи, а из под них вылетали берестяные грамоты, – вспомнила Торопова.

Представитель отеля «Park Inn» предложила сделать будущие раскопки объектом событийного туризма, чтобы гости города могли принять в них активное участие. Также, по мнению представителей бизнес-сообщества, следует предусмотреть причалы у всех значимых объектов туристической инфраструктуры. Благоустройство прибрежных зон в перспективе может способствовать появлению в Великом Новгороде водного транспорта, в частности речных трамваев.

Начальник отдела водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления по Новгородской области Юрий Митряйкин попросил при строительстве набережных особое внимание уделить сбросу сточных вод в Волхов. Кроме того, он напомним, что прибрежные объекты находятся в зоне периодического затопления, и весной вся проектируемая красота может уйти под воду.

На данный момент идея обустроить набережные на столь протяжённом участке выглядит довольно фантастично. Великий Новгород находится ещё только в самом начале пути к воплощению этого амбициозного замысла в жизнь. В ближайщее время над единой концепцией городских набережных начнёт трудиться рабочая группа, в которую вошли архитекторы, учёные, представители власти и бизнеса.

Фото: Павел Власов, сайт правительства области