Искусствоведы выяснили, что четыре картины из собрания новгородского музея принадлежали императору Николаю II

Научно-исследовательская работа ведется в Новгородском музее постоянно, и порой здесь происходят открытия, достойные внимания широкой общественности.

На этот раз искусствоведы выяснили, что четыре картины, которые сейчас находятся в местном музее изобразительных искусств, происходят из собрания Николая II. Более, того, работа художника Лебедева «Василий Блаженный» соседствовала в кабинете последнего русского императора с портретом его отца, Александра III, что свидетельствует об особо трепетном к ней отношении.

Сегодня сотрудники музея рассказали журналистам о непростой судьбе этого и других полотен из царской коллекции в советское время, а также о том, как проходили научные изыскания.

Историю картин в XX веке проследила по учетным номерам, инвентарным книгам, архивным документам старший научный сотрудник музея Виктория Карпова. Прежде всего, она работала с учетной документацией Павловского дворца-музея, откуда в 1957 и в 1967 годах в коллекцию новгородского музея были переданы произведения русской живописи.

«Центральное хранилище государственного музейного фонда в послевоенное время находилось сначала в Александровском дворце в Пушкине, а затем в Павловске.

В это хранилище возвращались экспонаты из эвакуации, а также из Германии. Оттуда они распределялись по музейным коллекциям, - рассказала Виктория Карпова. – Так к нам поступили и эти полотна».

По словам новгородских искусствоведов, складывается ощущение, что сотрудники Павловского музея стремились как-то обезличить передаваемые полотна, скрыть их «компрометирующее прошлое», то есть происхождение из царской коллекции, чтобы таким образом защитить. Ведь иначе по идеологическим соображениям этим картинам предстояла бы в лучшем случае продажа, а вообще им могло грозить списание и последующее уничтожение.

Сначала нам представили два небольших этюда, которые находятся в экспозиции музея на протяжении более десяти лет. Это очень редкие работы - одна принадлежат кисти талантливого художника Михаила Лебедева, который умер в возрасте 26 лет и оставил после себя лишь несколько произведений, а вторую написал исторический живописец Петр Басин, известный росписями в Исаакиевском соборе.

По словам заведующей отделом комплектования, изучения и популяризации музейной коллекции Ирины Васильевой, прежде посетителям говорили об этих этюдах только как о художественных произведениях, но теперь они приобретают особое значение.

- Ведь эти работы, которые кажутся такими простыми, камерными, внешне очень сдержанными по своему исполнению, происходили из личного собрания Николая II, вписывались в атмосферу убранства Александровского дворца, пространство которого было заполнено как раз не монументальными эффектными полотнами, а малыми изобразительными формами – зарисовками, портретами, этюдами, миниатюрами, фотографиями, - говорит Ирина Васильева.

В другом зале нам представили картины «Василий Блаженный» Клавдия Лебедева и «Гусляры» Виктора Васнецова и продемонстрировали на оборотах этих полотен императорский вензель. Именно он и стал отправной точкой для дальнейшего «расследования» Виктории Карповой.

Как уже отмечалось выше, картина «Василий Блаженный» соседствовала в большом кабинете Николая II с портретом его отца.

Сохранились фотографии, подтверждающие это.

Дело в том, что уже на следующий день после того, как царскую семью вывезли в Сибирь, во дворце начала работу специальная комиссия по выявлению и учету ценностей, которая делала опись и фотофиксацию.

В ближайшее время картина Лебедева направится на реставрацию, в ходе которой будет снят пожелтевший лак, покрывающий почти всю поверхность полотна. После этого колорит изменится, станет более холодным.

«Картины говорят о том, каким человеком был Николай II, о его художественных предпочтениях и тонком восприятии искусства, - отмечают сотрудники музея. – Это очень важно для понимания его личности».

Полотна, окружавшие семью императора в повседневной жизни, показывают его интерес к древнерусской истории, к истории допетровской Руси. Кстати, на следующий год после создания картины «Василий Блаженный», в 1903 году, проходил знаменитый костюмированный бал, когда придворные были в традиционных русских костюмах.

Петр Басин, «Дуб»

Михаил Лебедев, «Дуб»

Виктор Васнецов, «Гусляры»

 

Искусствоведы показывают нам императорский вензель на оборотной стороне картины «Гусляры»

Оборотная сторона картины «Василий Блаженный» с вензелем и другими обозначениями, которые помогли восстановить историю полотна.

 

На фотографии из дворца видно, что картина «Василий Блаженный» соседствует с портретом Александра III.