Елена Писарева: «Учитель – это эпоха в жизни человека»

- Елена Владимировна, что для Вас значит 5 октября, кого Вы будете поздравлять в этот день?

- Для меня День учителя - это профессиональный праздник. Я счастлива, что получила профессию педагога, и с радостью вспоминаю годы работы в школе. Это была 5-я средняя школа города Боровичи. С радостью вспоминаю и детей, которых учила, и педагогический коллектив, в котором работала.

5 октября я, прежде всего, буду поздравлять педагогов, которые учили меня - в школе в Великом Новгороде, в училище, в институте. И сама, как и каждый год, буду получать звонки от своих учеников. Я рада, что ребята помнят и любят. Профессиональный жизненный путь многих из них идет на моих глазах.

- А кем стали ваши ученики? В каких сферах работают?

- Это были очень разные ребята. И сильные, и слабые. Некоторые из неблагополучных семей. 5-я боровичская школа была практически сельской, она стояла на окраине города. 

С ребятами из неблагополучных семей работать было трудно, потому что нужно было понять, что происходило у него дома, готов ли он к погружению в педагогический процесс. Иногда ему просто нужно было налить чашку чая, дать бутерброд, чтобы он хотя бы что-то поел, а уже потом с ним занимались. Было очень сложно работать с детьми-переселенцами, которые практически не знали русского языка.

Кто-то из ребят стал простым рабочим, а кто-то – главным бухгалтером. Помню, была такая девочка замечательная, очень хорошая, гений в математике, но по русскому языку могла в одном слове сделать три ошибки. Она стала профессионалом в бухгалтерии – цифры, математика это ее. Да я о каждом из них могу рассказывать...

Самое главное для учителя – поселить у ребенка веру в себя. Если он поверит в себя, то пойдет вперед, многого сумеет добиться.

Нужно в каждом ребенке увидеть личность, открыть крупиночки, которые у него есть, зародить платформу, на которой будет строиться его дальнейшая жизнь.

У одного мальчика была сложная ситуация в семье. Он практически шел на то, чтобы остаться на второй год, был очень слабым, троечником, причем и на тройку мы очень много с ним занимались. А потом я его однажды встретила в университете - он поступил заочно и с радостью учится. Он признался, что учиться ему невероятно сложно, и я его понимаю, как никто. Но в итоге он получил высшее образование и сейчас очень успешно работает в Новгородской области.

Радует, что в начальной школе мне удалось его раскрыть, другие учителя в среднем звене успели это подхватить, а уже в высшей школе ему успели доказать, что он может. И когда ребенку доказываешь, что он может, он идет по этим ступенькам вверх, и из него получается очень хороший человек.

Многие мои ученицы сейчас уже мамы. Многие ребята, получив высшее образование, работают в очень хороших организациях и учреждениях...
А как здорово их встречать! Помню, в этом году я была на премьере прекрасного спектакля «Не покидай меня» о войне. И когда вышла из драмтеатра, то встретила своих учеников. Встреча была потрясающая, да еще на фоне эмоций после спектакля.

- Сейчас Вы тоже бываете в детских садах и школах, но уже наблюдаете за происходящим со стороны.

- Я очень люблю бывать в школах. И когда вижу задорные, сияющие глаза учителя, то не беспокоюсь за учеников, потому что понятно – этот учитель делает все возможное, чтобы передать свои знания и привить ребенку хорошие человеческие качества.

Важно, чтобы ученики стали добрыми, порядочными людьми, смотрящими на мир открытыми глазами. Но сделать это можно только вместе с семьей. Первые учителя - это мама, отец, ближайшее окружение, бабушки, дедушки... Сотрудничество «ребенок – школа – семья» необходимо. А семьи бывают разные...

Ребенок может быть и из обеспеченной, хорошей семьи, у него вроде бы все есть: хороший портфель, школьные принадлежности, но этот ребенок одинок. Потому что родители заняты собой, и когда он приходит из школы, мама и папа заняты своими делами, сидят за компьютером. И это беда.

А иногда ребенок приходит домой с двойкой и его ругают: «Ах ты, такой сякой!» Или за тройку ругают, а ведь она дает возможность в дальнейшем превратить себя и в 4, и в 5. Оценки - не самое главное. Зацикливаться на них не надо. Важно, что нового ребенок узнал в школе, что было интересного в этот день.

Мы должны понимать, что все дается временно - та же работа, профессиональная деятельность, должности... Все это не вечно, а вот ребенок - это вечно. Он главный капитал семьи, родители должны вкладывать все усилия, силы и возможности, чтобы вырастить достойного хорошего человека. И тем, кто только собирается стать родителями, нужно помнить - как воспитаешь детей, так и они будут к тебе относиться в будущем.

Поэтому учитель должен сотрудничать с ребенком, быть внимательным к нему. Видеть его настроение, самочувствие, грустные глаза. Может быть, у него поднялась температура во время учебного процесса. Может быть, он переживает трудную ситуацию, например, развод родителей. Для маленького человека это очень сложно, и учитель должен его поддержать. Каждый учитель должен быть психологом и должен уметь хранить конфиденциальную информацию.

В начале моей педагогической деятельности был случай, который многому меня научил.

Это был 1986 год. Мы пошли с ребятами в столовую, дети поели, и вдруг вижу, как мальчик начинает собирать хлеб в пакет. Спрашиваю, зачем, а он отвечает: «У меня еще пять сестренок дома, я им хоть это принесу...» Я пришла к нему домой, познакомилась с семьей. Слава Богу, семья оказалась благополучной, просто обычной многодетной, со своими трудностями. Но я поняла, что поступок мальчика говорит о его душе. Что он думает не только о себе, но и о сестрах.

- Требования к педагогу постоянно растут. Какими качествами еще, на Ваш взгляд, он должен обладать?

Учитель - это огромная эпоха в жизни ребенка.

Учитель должен быть человеком, что пришел в школу с душой, с багажом знаний, которые он хочет передать детям.

Причем в современном образовательном процессе педагог выступает на уроках не как лектор, а непосредственно раскрывает ребенка. Да и раньше он не должен был просто приходить, чтобы оттарабанить сорок минут и закрыть дверь.

Ребенок же в наши дни сам должен добывать знания, а их источников очень много - это и учитель, и учебник, и познавательная литература, и интернет, в котором бывают разные вещи. Это своего рода опасность, поэтому учителю надо научить ребенка еще и общаться с источниками информации.

Родители часто спрашивают о том, как их сын или дочь ведет себя на уроке. На это я отвечала - если ученик плохо ведет себя на уроке, то это вопрос не к нему, а ко мне. Значит, я плохо провела этот урок. От педагога зависит, будет ли на уроке дисциплина и горящие интересом глаза.
Если ребят заинтересовать, они не только сорок минут просидят, а сколько угодно.

Дети должны хотеть идти в школу.

Я встречала детей, которые не хотят идти туда. Идешь на работу и видишь ребенка, который еле идет, нога за ногу, портфель волочится... Спрашиваю, что случилось. Говорит, стихотворение не выучил. «Так ты подойди к учителю, объясни. Сегодня не выучил - завтра выучишь». «Что Вы, она ругаться будет».

Значит, нет доверия к учителю. Если оно есть, то ребенок подойдет и скажет. Ведь бывают разные жизненные ситуации. Может, он действительно не смог вечером выучить. В таком случае ругать и ставить двойку - нехорошо. Здесь учитель выступает главным звеном. Ведь ребенок находится много времени в школе, может быть, остается на продленку...

- А Вам самой довелось работать на продленке?

- Да, я начинала в свое время с продленки, когда вышла из декретного отпуска. Работа в группе продленного дня - очень серьезная для любого учителя. И она, может быть, несет более серьезные воспитательные моменты, чем сам урок. Потому что там надо не только помочь выучить урок, объяснить непонятное, но и провести воспитательный процесс, оздоровительные мероприятия. Те же прогулки... Кстати, сейчас, когда я прохожу мимо детских садов и школ, то всегда обращаю внимание, как организованы прогулки. Где-то ребята играют вместе с воспитателем, а иногда воспитатели в одной кучке, а дети - кто во что горазд, заняты сами собой. Этого нельзя допустить.

Если человек пришел на работу, то не должен расхолаживаться. Надо отработать свой график, отдать все внимание детям. Ведь родители приводят ребенка в надежде, что все будет хорошо. А если родители переживают, то и сами не смогут качественно работать.

Хочется отметить, что у нас в области сейчас очень развито дополнительное образование. Если у ребенка что-то не получается в основной учебе, то все равно его надо раскрыть. Кто-то поет, кто-то танцует и, может, станет потом знаменитым артистом. Или найдет свою профессию.

Очень важно профессиональное образование, роль учителя в техникуме, где он становится мастером и передает свое мастерство ученикам. Образование связано с глобальным экономическим развитием страны. Сейчас наше государство очень нуждается в профессиональных кадрах, в рабочих. И нужно повышать престиж таких профессий, как это было прежде.

У одного моего знакомого родители были очень хорошими профессионалами-рабочими, они славились в районе, их портреты были на доске почета. У подруги отец был рабочим, Героем социалистического труда. Это было так почетно!

Помочь ребенку найти себя в рабочей профессии - это тоже важная задача школы и учителей профессионального образования.

В образовании вообще нельзя найти чего-то неважного.

Очень важен тот же детский сад. Ребенок должен поверить взрослому, адаптироваться в коллективе. Начальное образование в школе - это основа основ. Здесь не просто придешь в класс и скажешь – открыли тетради, пишем. Надо еще научить ручку держать, писать, произносить правильно звуки... все это сложно. Для меня всегда было важно передать в среднее звено подготовленный класс. И мне никогда не было стыдно за моих ребятишек.

Сейчас я очень рада в День учителя принимать от них звонки.

- Что же все-таки повлияло на Ваш выбор профессии? Cемья?

- Нет, в семье у нас не было педагогов. Кстати, учиться на факультете начальных классов было сложно. Например, там есть такой замечательный курс - землеведение. Боже мой, сколько сил требовалось, чтобы изучить все пласты земли, все течения! Мы изучали и высшую математику, и русский язык, и иностранный, биологию, зоологию... Некоторые не выдерживали и уходили.

А повлияли на выбор профессии мои учителя.

У меня было две замечательные учительницы в начальной школе. В первый класс я пошла в 14-ую школу в Новгороде, потому что мы жили на Торговой стороне. А потом мы переехали, и я пошла в 1-ю школу.

В первом классе у меня преподавала Тамара Борисовна Тошкина - удивительный человек. Мы даже дружили семьями, этот учитель для меня был другом. Очень хорошо помню в первом классе ее огромные пятерки размером с тетрадь. Когда мы видели эти пятерки, это так вдохновляло всех!

А затем была 1-ая школа и замечательный человек - Татьяна Михайловна Ярославская.

Тамара Михайловна сделала удивительную вещь – смогла сплотить наш класс. Мы до сих пор встречаемся и созваниваемся, даже спустя 30 лет со дня окончания школы. И это сделала только она. Когда классы встречаются, это зависит от учителя.

Мы ее просто боготворим, все время говорим о ней. Когда на юбилее школы о ней говорили – зал аплодировал.

Помню, как меня принимали в пионеры. После всех торжественных мероприятий надо было идти в класс, а там шел урок. Она вышла из класса и подарила мне книжку и шоколадку. Эту книжку я храню до сих пор. Но главное, что она подарила - это огромное чувство быть хорошим человеком. Были в моей жизни и другие прекрасные школьные учителя, но основа основ – Татьяна Михайловна Ярославская.

Она повлияла на все – на отношение к учебе, выбор профессии. Мы приходили в школу, чтобы попросить у нее советов по жизни. И она всегда спросит - как мама, как отец, как личная жизнь.

И мне она давала профессиональные советы.

Вот однажды я к ней пришла с вопросом. Мне, уже состоявшемуся педагогу, предложили работать в классе компенсирующего обучения. А это значит, что класс маленький и составлен из детей, у которых были проблемы в предметах. Как та девочка, о которой я рассказывала – в русском три ошибки в одном слове, а в математике гений.

Татьяна Михайловна посоветовала идти. И оказалась права - мне было очень интересно работать в этом классе. Она говорила, что детей надо любить, любых, в каждом из них есть личность. И что надо сделать все возможное, чтобы вырос хороший человек, который будет почитать своих родителей и страну.

В компенсирующем классе было много одаренных ребятишек. Например, мальчик из Петербурга.

Когда на уроках мы изучали природоведение, его было не остановить, он мог говорить часами. Про птиц, зверей теоретически знал все, но при этом никогда не видел коровы. Вот тогда я поняла, что теорию обязательно надо сочетать с практикой. На практике дети могут теряться. Знаем в теории, что такое осина, береза, клен, а потом выходим на улицу и теряемся...

- К таким детям, о которых Вы рассказываете, необходим индивидуальный подход, а он, как мне кажется, исчезает с приходом ЕГЭ.

- Индивидуальный подход необходим. Да, сейчас ЕГЭ, сложно, ребята должны готовиться, изучать много литературы, сдавать экзамены. Но смотрите, сколько у нас в области ребят, которые благодаря ему прошли в столичные университеты, из деревень - в вузы.

- То есть плюсы есть и у ЕГЭ?

- Есть и плюсы, и минусы. Я считаю, что ко всему надо относиться здраво и не устраивать нервотрепку. Если ты идешь на экзамен, а тебя перед ним обыскивают... Я категорически против. Должно быть доверие. Все это можно сделать по другому.

Когда ребенок сдает ЕГЭ, не один он переживает. Но и родители, и учителя. Для педагогов это тоже серьезный стресс. Ведь учитель ставит себе оценку – чему я научил, могу ли работать дальше. Если что-то не получилось – надо сделать выводы и идти дальше. Этому нас тоже учила Татьяна Михайловна. Она все время говорила: «Остановись, подумай и иди вперед. Ни в коем случае не назад, а только вперед». Это ее девиз.

- В связи с ЕГЭ у меня возникает еще один вопрос об учителе. Вот сейчас обсуждается такая тема, как профессиональный стандарт. Но для меня педагог это прежде всего личность. Вспоминаю своих лицейских учителей – каждый был яркой личностью! Стандарт – не попытка ли это вогнать учителя в какие-то рамки, на Ваш взгляд?

- Нет, я думаю, что здесь другая ситуация. Ведь существуют определенные требования к разным профессиям, поэтому и в педагогической среде они должны быть. А возможно, эти профессиональные требования позволят вырасти тому, кто не растет, а остается на одном уровне. Ведь не все же становятся учителями года.

А вообще, мне непонятно, когда человек, работая в школе, не хочет быть учителем и мечтает уйти. Это раздражает.

Но у многих моих знакомых дети сейчас учатся в школе, и очень радостно, что они с восторгом говорят об учителях.

Я рассказала о своих школьных педагогах, но с удовольствием вспоминаю и преподавателей педагогического училища, и института. Это были замечательные люди, которые приходили на работу не просто так.

Например, у нас в училище была преподаватель Лариса Константиновна Вихрова. Она преподавала теоретические основы начального курса математики. Так вот, я до сих пор помню, что находится на каждой странице учебника. Потому что не выучить этот предмет было просто невозможно. Она умела на уроке спросить каждого: кого-то письменно, кого-то устно, кого-то у доски. Не выучив, идти было бесполезно.

У нее была очень интересная методика. Мы учим тему – она устраивает экзамен по ней. После этого не страшны были госэкзамены. Потому что предмет знали все. При этом она перекладывала теорию на практику, спрашивала: «Да, в теории так, а как на практике, на уроке будешь делать? Какой метод используешь?». И уже не возникало вопросов, когда становился педагогом и шел в класс.

Очень приятно встречаться с моими однокурсницами в районах. Как-то в Пестове вручаю заведующей детсадом грамоту областной Думы, и на сцену выходит моя однокурсница. Была неподдельная радость.

Среди моих однокурсниц есть и директора школ, социальных учреждений, депутаты муниципальных районов. Это говорит о том, что наши педагоги вложили в нас свои знания и желание жить и работать на пользу людям. Жить не бесславно, а так, чтобы тебя помнили. А ведь учителя помнят сотни детей...

Работа в школе интересна. В профессии учителя я вижу только плюсы. Это огромная миссия – вести детей к знаниям. Школа – это тоже храм науки, пусть маленький, но храм.

- Но сейчас Вы – председатель Думы. И мне порой кажется, что Вы применяете в своей работе педагогические навыки и опыт.

- Все профессиональные знания, которые получает человек еще во время обучения и потом на протяжении жизни, все они, конечно, остаются вместе с ним. Это однозначно никуда не девается.

Что касается депутатского корпуса, то я уважаю каждого депутата, поверьте. Ведь за каждым из них стоят люди, профессионализм и лидерские навыки.

Есть, те с кем я не согласна, и мы открыто высказыванием свое мнение, есть те, с кем я пошла бы в разведку, есть те, с кем мы дружим. Дума - единый разноплановый коллектив взрослых состоявшихся людей. Ведь депутата выбирают люди, а значит, он состоялся. И все мы учимся друг у друга.

Я очень люблю встречаться с избирателями в районах и получать обратную реакцию, пусть она иногда даже не очень приятная.

В процессе диалога мы сумеем понять друг друга и пойти дальше. Вот сейчас я тесно работаю с многодетными семьями, только на днях была встреча. Они обратились в общественную приемную по поводу адресной социальной помощи и попросили о встрече со мной. С мамами и папами на протяжении двух часов мы обозначали глобальные вопросы, которые необходимо решать.

В рамках нового законодательства мы все это внесли, но работа не угасает, продолжается, мы уже смотрели, что можно сделать на федеральном уровне. Обсуждали медицинские вопросы, они волнуют многих. Потому мы пригласили на встречу Валерия Юрьевича Мишекурина. Он давал свои рекомендации и комментарии по разным вопросам... Родовспоможение, особенные дети...

- Особенные дети для Вас это, наверное, большая отдельная тема, ведь Вы тоже работали с ними.

- Это тема, о которой я могу долго говорить. После того, как я ушла из школы, я стала заведующей одним из отделений центра социальной помощи семье и детям. Там каждый месяц воспитывались 30 детей-инвалидов.

Первое мое впечатление было: «Я не смогу здесь работать». Это очень тяжело морально – смотреть на детскую беду. И первый год моей работы был очень сложный. Надо было построить отношения с ребятишками, понять их, а это сложно, потому что у каждого свое заболевание. Вот вроде бы он все понимает, а физически не может показать... Или наоборот – гиперактивный, но с умственным развитием плохо. Иногда были такие сложные заболевания, что родители принимали решение на некоторое время ребенка поместить в психиатрическую больницу, например. Это всегда очень тяжело.

Были там и одаренные дети. Помню мальчика-аутиста, который забирался в свой домик и рисовал там поразительные картины. Я не могла и представить, что ребенок в таком возрасте может так рисовать! Например, такую красивую райскую птицу, что ей любуешься... Может быть, он вырастет и станет профессионалом, художником.

Занятия с особенными детьми очень важны с точки зрения социализации, подготовки к жизни в обществе. И было очень тяжело, когда родители не могли приводить ребенка в центр. Тяжелая эпилепсия, когда ребенок может упасть, где угодно, или пороки сердца.

Я благодарю судьбу за то, что она меня свела с удивительной девочкой Мариной. Ей сделали четыре операции, а потом врачи отказались ее оперировать, и родители оставили ее дома. А она была очень активным человеком, очень любила быть в обществе, общаться с детьми, и мы давали машину, чтобы ее перевести к нам. Сейчас она учится в общеобразовательной школе, все хорошо. Один из тех детей мне постоянно звонит и рассказывает о своей жизни, хотя он уже сам взрослый и скоро, наверное, сам создаст семью.

Очень радостно, когда что-то отдаешь и потом видишь прогресс. Когда приводили детей, не умеющих ходить, это была беда, потому что надо было за ними ухаживать, работали воспитатели, нянечки и учителя. Но когда такой ребенок начинал ходить и произносить первые слова – для нас это была огромная победа. Когда дети шли в обычную школу и заканчивали ее, хотя им говорили, что они никогда там не смогут учиться – это была настоящая победа.

Сегодня, в профессиональный праздник, мне хочется пожелать всем учителям здоровья, творческих сил, вдохновения, чтобы ученики их не забывали и вспоминали всегда только с благодарностью.

Фото: Алексей Мальчук, сайт областной Думы, личный архив Елены Писаревой, интернет