Что останется от Окуловки после строительства трассы М-11?

Если вы хотите встряхнуться, приезжайте в Окуловку. Там вас встряхнет как следует сразу на въезде в район и будет трясти почти на всём протяжении пути. Всё потому, что  Окуловский район оказался максимально задействован в строительстве трассы М-11. Протяжённость новгородского этапа строительства М-11 составляет 156 километров, из них 87 километров проходятся на Окуловский район.

Минусы

На территории района сейчас работает около тысячи единиц различной техники, участвующей в строительстве трассы. Основную массу составляет многотоннажный транспорт, доставляющий тяжёлые конструкции для строительства мостов и путепроводов, а также песок из близлежащих карьеров.

Мы побывали на двух карьерах.

То ли день был для строителей выходной (суббота), то ли мы попали в пересменку, но того «неостановимого» потока большегрузов, на который постоянно жалуются жители Окуловки, нам увидеть не удалось. Хотя ощутить последствия их работы – вполне.

Дороги, связывающие карьер и трассу, не выдерживают напора тугих колёс гружённых песком и щебнем машин. Дорожное полотно просто лопается и превращается в бездорожье с глубокими ямами, рытвинами и даже прорехами, как после землетрясения. Если это асфальт – он перемалывается в труху, если это грунтовка – она становится текучей кашей, по которой могут ехать только внедорожники и грузовиками.

И так с большинством направлений в Окуловке. Именно «направлений», потому что дорог в районе остаётся всё меньше и меньше.

А негативный эффект от езды большегрузов скоро может вырасти в разы. В переходный период – между зимой и летом – асфальтовое покрытие наиболее восприимчиво ко всевозможным нагрузкам. Это значит, что к лету Окуловка может остаться вовсе без дорог.

Плюсы

Скоростная трасса «Москва – Санкт-Петербург» – это многомиллиардный инвестиционный проект. В будущем платная скоростная дорога способна приносить немалые дивиденды в областной и местные бюджеты. И очень возможно, что наибольшую прибыль получат те, кто сейчас серьёзнее всех страдает, например, Окуловка. Но это – в будущем.

Пока же местная администрация подсчитывает крохи, идущие в бюджет с НДФЛ и денег за аренду земельных участков, которые поступают в казну  от строителей трассы. Но этого всё равно не хватает, чтобы даже подумать о каком-то «латании дыр», приведении дорог «в проезжее состояние».

При этом, М-11 привлекла в Окуловку большие людские ресурсы. Работники трассы заполнили местные гостиницы, они снимают дома и комнаты у жителей района, отовариваются в местных магазинах и даже… улучшают демографию. На строительстве трудится множество молодых мужчин, которые впоследствии могут обзавестись здесь семьей, «нарожать» детей и пополнить трудоспособное население.

Да и для окуловчан трасса становится местом заработка. Водитель большегруза может заработать около 60 тысяч рублей в месяц.

Также стоит отметить, что нещадно разрушающие дороги строители М-11 некоторые транспортные артерии все же  восстанавливают. Компания «Трансстроймеханизация» почти полностью отремонтировала дорогу в районе населённого пункта Боровёнка Окуловского района. Мы проехались по ней и можем сказать, что это полотно действительно хорошего качества.

Риски

На территории Окуловского района работают промышленные предприятия, в том числе, одно из самых современных предприятий области «Органик Фармасьютикалз» - производитель зубной пасты «Сплат». Сегодня путь к предприятию испещрён ямами разной глубины, пробраться через которые сложно. Безусловно, это не могут не учитывать партнёры компании, чей транспорт может оставить колесо, а то и два, доезжая до «Органика». Редкий бизнес не придаёт значения транспортным издержкам.

Местной власти сейчас с переменным успехом, но всё-таки удаётся вести  диалог с «Трансстроймеханизацией» и субподрядчиками, чья техника в обилии бороздит Окуловский район. Какие-то дороги уже восстановлены, какие-то строители только обещают восстановить, так или иначе, процесс движется. Но «Трансстроймеханизация» не берется ремонтировать мосты и путепроводы, расположенные на дорогах района. И в пример приведём опять же боровёнковскую дорогу, описанную выше. Набирая приличную скорость на ровном участке, нам приходилось практически до нуля резко скидывать обороты, проезжая по изрытому асфальту каждого из двух мостов. Даже визуально видно, что мосты требуют ремонта, причём срочного и серьезного. Ремонтировать их придётся «Новгородавтодору».

Ещё немало головной боли властям приносят так называемые «пираты». Это те водители большегрузов, чей транспорт не зарегистрирован, как участвующий в строительстве трассы. Вольные наёмники не особенно придерживаются договоренностей, имеющихся между строителями трассы и властями. Эти «пираты» также, как и все, разрушают дороги, но не несут за это никакой ответственности, а после окончания строительства они спокойно уедут из области на работу в какой-нибудь другой регион России. Вероятно, на каждой большой стройке есть подобные «нелегалы», за которых подрядчики не платят никаких отчислений. Но всё-таки та же «Трасстроймеханизация» платит «пиратам» заработную плату и, значит, должна также нести за них какую-то ответственность.

Плюс к этому нельзя забывать и про опасность нанесения ущерба экологии Окуловского района. По оценкам «Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства» водным биологическим ресурсам района был нанесён ущерб в 12 миллионов рублей. Недавно по требованию прокуратуры суд взыскал эту сумму с подрядчиков.

Также под угрозой срыва может оказаться и дачный сезон в Окуловском районе. Наибольший вред строители трассы принесли тем дорогам, что ведут к отдалённым поселениям, деревням  и прочим населённым пунктам, где расположены дачи жителей района и тех, кто приезжает в Окуловку в весенне-летний сезон. Поэтому люди могут просто отказаться от всяческих дачных затей и огородных забот. 

Да и туристов в Окуловку качество дорог явно не привлечёт.

Это интересно

 – после того, как некоторые дороги под напором грузовиков буквально лопнули, обнаружилось, что в «пироге» дорожного слоя вместо песка и щебня – глина. А это трассы, сделанные 20-30 лет назад. Из этого можно сделать вывод, что технологии строительства грубо нарушались уже тогда;

– жители района крайне озлоблены сложившимся положением дел, но, тем не менее, есть некоторое понимание того, что подобных последствий не избежать и до конца стройки придётся, грубо говоря, потерпеть;

– после поездки по району сложилось впечатление, что у окуловчан наиболее популярный вид транспорта – это отечественная «Нива» (мы сами передвигались на ней). И в город выехать не стыдно, и по бездорожью машина хорошо идёт.

***

В конце, наверное, стоит сказать, что «дорожные войны» вокруг трассы только начались. Много «крови» было пролито ещё в прошлом году, когда строители М-11 начали свою работу в области. Быть может, сейчас как раз то время, когда всем сторонам нужно прийти к окончательному компромиссу по всем вопросам.

Да и нельзя не заметить, что перед самым строительством было бы разумно предусмотреть разработку карьеров в максимальной близости к трассе – это существенно снизило бы все разрушительные издержки от её строительства.

P.S. С 12 апреля «Трансстроймеханизация» приступила к ремонту дорог, начали  с участка «Крестцы-Окуловка-Боровичи», расположенного между Окуловкой и поворотом на деревню Федосково.

Фото 1: autonews.ru, остальные сделаны автором 4 апреля