Командировка «ВН» во времени. Пункт назначения – посёлок Тёсово-Нетыльский, весна 1942 года

В посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородского района прошёл III международный военно-исторический фестиваль, посвященный весенним боям 1942 года за коридор снабжения в районе прорыва 2-й Ударной Армии. Это крупнейшая на Северо-Западе реконструкция.

По словам организатора реконструкции Павла Желтова, участников в этом году было в два раза больше, чем в прошлом, а зрителей около пяти тысяч. Интерес к этому событию из года в год неуклонно растёт. Реконструкторы совершенствуются в своём мастерстве и добывают всё больше трофейных и раритетных орудий. Так, в этом году зрелищности добавили танк Т-60 и найденный «на стыке границ» самолёт. Также в фестивале были задействованы дрезины, броневик, пиротехника и макеты тяжёлого вооружения.

На фестивале работали несколько интерактивных площадок - мини-музеи Волховского фронта под открытым небом. Был развёрнут полевой госпиталь и узлы телефонной связи. Среди множества техники и оружия можно было встретить два небольших воинских кладбища – немецкое и советское.

Участники имели возможность прокатиться на дрезинах и локомотивах. А также посмотреть на ретроавтобусы, которые привезли несколько десятков зрителей из Санкт-Петербурга.

По словам руководителя клуба ретроавтобусов Фёдора Черноусова, пассажиры - люди необычные. Они интересуются всем, что связано с историей, и неравнодушны к реконструкциям. Иначе, я думаю, они бы не выдержали трёхчасовой тряски по ухабам.

- Эти автобусы ходили по городам нашей обширной родины в 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годах, – рассказывает Федор. - Это ЛАЗ-695 и Икарус-256. Сегодня они доступны не только для фотографирования, но и для поездок. Мы сотрудничаем с Тёсовской узкоколейной железной дорогой. У нас есть совместная программа «Свистит чугунка, стучат колёса». Люди на весь день приезжают в посёлок, катаются, посещают различные интерактивные площадки, проводятся экскурсии.

Реконструкция проходит уже третий год подряд. Для кого-то из участников это первый опыт, а кто-то уже бывалый вояка. Борис Максимов, штурман самолёта, поделился своими впечатлениями.

- В первый раз на реконструкцию я вышел в 2006 году. Меня туда привел отец. Он сам реконструктор. Это было мероприятие по Наполеоновским войнам. По Великой Отечественной я начал выходить в 2009. Это было мероприятие в Никольском, посвященное снятию блокады Ленинграда.

- Что дает вам участие в реконструкции?

- Хочется показать, как тяжело досталась победа над сильным и умным противником; почувствовать на себе все те тяготы, которые переносили солдаты.

- Поделитесь впечатлениями от полета. 

- Самолетом я лично не управлял, а был штурманом. Полет прошел отлично ,и я готов снова, при возможности, полетать над полем реконструкции. Сверху всё выглядит совсем по-другому, словами это сложно передать. А по поводу бомбежки - мы всего лишь производили имитацию налета и выброс листовок.

Фото: Татьяна Яковенко

Больше фото мы добавим в раздел «Репортажи».