Стрельба в школе: кто виноват и что делать? (Родителям читать обязательно)

«Докатились, теперь как в Америке», «детям не безопасно в школе», «школа перестала воспитывать», «во всем виноваты СМИ, интернет»… какие только комментарии не появились в сети в связи с трагедией в Москве, где в одной из школ старшеклассник застрелил учителя и полицейского. Кто и в чем виноват конкретно в этой ситуации, разберутся эксперты, мы же предлагаем несколько иначе взглянуть на эту проблему: перестать сваливать все на других и посмотреть со стороны на самих себя, на семью и отношения в ней…

Справедливости ради замечу, что над безопасностью новгородских школьников работают разные специалисты. К примеру, к 1 сентября 2013 года абсолютно все школы региона были оборудованы «тревожными кнопками».

«Насколько я знаю, такие меры были приняты не во всех регионах. Это была наша инициатива, и правительство области ее поддержало. Сейчас у нас действует областная целевая программа по безопасности в учреждениях образования. По ней школы и сады получают средства на содержание «тревожных кнопок». Из них 80% - мобильные (т.е. вызов в случае ЧП делается с сотового телефона) и 20% - стационарные. Мы ежедневно выезжаем в районы и устраиваем проверки для собственных сотрудников, смотрим на действия работников школ. Не всё и не всегда гладко. Но надо отметить, что чем больше систем безопасности устанавливается, тем лучше (к вопросу об установке турникетов в новгородских школах – прим. ред.). Однако надо понимать, что и охранник должен быть нормальный на вахте, а не бабушка «божий одуванчик», - считает начальник ОВО УМВД России по Новгородской области Вячеслав Захаров.

А вот заместитель начальника отдела по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода Наталья Мицевская убеждена, что необходимо больше времени уделять досугу детей:

- Сказать однозначно о том, кто виноват в трагедии, нельзя. Могли быть упущения и в семье, в том числе по свободному доступу ребенка к оружию; не совсем понятно и какой микроклимат был в школе, но нельзя во всем винить СМИ, ведь не только «негатив» есть сегодня на том же телевидении, не только боевики транслируются, но есть и развивающие каналы, в том числе «Культура». Одним словом, ответ на вопрос «кто виноват» не столь однозначен, как подают некоторые СМИ. Нельзя исключать и привязанность современных детей к компьютерам: это не только игры, но и социальные сети – родителям нужно следить, чтобы их ребенок не уходил в себя, в другую реальность, умел контактировать и находить общий язык со сверстниками.

Как специалист и мама я уверена, что нужно больше внимания уделять досугу ребенка: спорту, музыке и т.д. К слову, в городе сегодня много возможностей по досуговой занятости детей и подростков. Понятно, что ребенка должны направлять родители. К примеру, в клубах по месту жительства «Алые паруса» можно заниматься творчеством, хореографией, спортом, туризмом и т.д. Причем найти занятие по интересам можно как ребенку от 2-3 лет, так и подростку, и более взрослому человеку (вплоть до 30 лет).

Психолог Наталья Алейникова:

- Причин у этой трагедии может быть несколько. Можем говорить, что это мегаполис, большая нагрузка, и нас это не коснется, ведь «где мы, а где Москва». Но предпосылки такой ситуации нельзя привязать какому-то региону отдельно. Здесь нужно рассматривать проблему комплексно. Ведь речь идет о подростке. А что такое подростковый возраст - любой психофизилолог вам скажет. Это очень сложный механизм и очень сложный период, особенно, если он сопровождается хроническими заболеваниями (а сегодня единицы детей выходят из школы абсолютно здоровыми). И тут необходимо пристальное внимание и семьи и школы.

У ребенка начинаются перепады – то слёзы, плач, то смех. И это обусловлено физиологическими особенностями состояния ребенка. Взросление характеризуется «игрой гормонов», резким ростом, за которым не успевает расти небольшое, еще детское сердечко, а также психологическими изменениями. Ребенок сам не понимает, что происходит с ним: за одно лето вымахивая на целую голову, он начинает считать себя самым некрасивым на земле, а тут еще прыщи. У ребенка просто катастрофа происходит, его нужно в этот момент «по шерстке гладить», поддерживать, объясняя, что все через это проходили.

Необходимо просветительское участие школы, врачей (хотя мы понимаем, что им своей-то прямой обязанностью сложно заниматься из-за нехватки кадров).

Об отношениях с учителем. Испокон веков профессия учителя была уважаемой. Надо ли говорить, как сейчас общаются дети с педагогами? Потому отношение к себе должен формировать и сам педагог, и родители дома, объясняя ребенку, что учитель тоже человек, у которого может болеть ребенок, не складываться отношения в семьи, и как все люди, они могут ошибаться.

Нужно учить (-ся) договариваться. Не бежать к директору с заявлением, а говорить в первую очередь с педагогом. Также нужно понимать, что кроме вас ваш ребенок никого не заботит. Поэтому вы должны задекларировать, приходя в школу следующее: «если мой ребенок не прав, мы будем с ним разговаривать и добиваться того, чтобы получился результат, если же прав он – то мы будем разбираться в ситуации». Ребенок должен знать, что в вашем лице он имеет верного защитника, который поможет и объяснит, как это сделать.

О воспитании. Мое твердое убеждение: ребенок, получив паспорт, должен попробовать, что такое работа. Летом он может заработать свою копеечку, чтобы понять, каким трудом деньги достаются его родителям. Должна быть отработана схема «сделал – получил». Тоже самое с наказаниями. Они должны быть: я говорю не о физических, а о запрете желаемого. Если же ребенку разрешать все, то настанет момент, когда вам просто нечем будет его мотивировать.

О спорте. Спорт, особенно сейчас не сильно здоровым детям, нужен на 180%. Но выбирать его нужно с умом, чтоб ребенку он нравился и подходил по физическим параметрам. Если мальчик, то можно силовой вид спорта, но лучше, чтобы это был не контактный вид – надо поберечь голову, ведь три сотрясения – и болезнь Альцгеймера или Паркинсона в будущем на 80% у вас в кармане.

О психологах. Женщина априори психолог, только житейский, чутье которого строится на любви. По ситуации ваши наставления должны начинаться не со слов «быстро пошел и сделал, потому что я сказала», а с фразы «ты знаешь, что я люблю тебя, желаю тебе добра, просто я чуть старше и у меня немного больше опыта, давай попробуем сделать так…». Тогда у ребенка будет четкое понимание, что его любят, желают добра и не хотят унизить. А мальчикам в особенности необходимо разъяснять, зачем он должен что-то сделать и какой результат получится. Не забывайте, что детей нужно хвалить.

Специалист нужен в том случае, когда такой связи в семье установить не получается. Придите – вам расскажут. Ну а самый простой совет – разговаривайте со своими детьми. Даже из разговора с самым младшим дошкольником можно понять, что ему не нравится, кто его обидел и т.д. Иначе, если вы не услышите о его проблеме сейчас, то через 5 лет вы последними узнаете о «травке» или других проблемах собственного чада.

О компьютерах. У всех есть дома нож – им можно приготовить блюдо, а можно убивать людей. Это к тому, что родители не должны запрещать пользоваться им совсем, а просто устанавливать рамки. Интернет – как средство поиска информации для реферата, кто скажет, что это плохо? Просто посидите иногда рядом, посмотрите, расспросите, что делает, чем интересуется. А устанавливая временные рамки, объясняйте, зачем это нужно, подавая как заботу о нем самом (вплоть до здоровья глаз и возможности использовать личное время на другие более полезные вещи – просто совместно посмотреть фильм и обсудить его, что-то объяснить).

И перед сном уделите минут 30 времени (все мы устаем на своей работе), поговорите, поцелуйте. Не скупитесь, это вы знаете, что вы любите ребенка, и всех за него порвете, просто напоминайте самому-самому о своих чувствах.

Учителям. Что касается школы, то педагогам хотелось бы напомнить о дифференцированном подходе к ученикам, не все одинаковые – кто-то быстрее, кто-то медленнее что-то делает, не надо требовать, чтобы ребенок был как все. Ведь по нынешним образовательным меркам мы бы просто завалили Эйнштейна, потому как ЕГЭ бы он не написал никогда… Одним словом, если у вас особенный ребенок – обратите внимание учителя на это.

Руководитель фонда «Звездный порт», психолог Татьяна Чернева:

- У современных детей переживания, связанные с учителями, занимают одно из последних мест. И чаще всего это именно отрицательные переживания.

При этом характер общения с педагогами и отношение к этому общению подростка меняются на протяжении всего подросткового периода.

Если для младших подростков ведущий мотив - стремление получить поддержку, поощрение учителя, то в более старшем возрасте подросток уже стремится к личностному общению с ним. Начиная с четвертого класса, школьников все больше волнуют профессиональные и личные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные - нет. Но дети в любом случае стремятся к общению с учителем, даже если он не отвечает их требованиям о «справедливости» педагога. Жаль, что чаще всего учителя этого не замечают. Они, как правило, полагают, что подростки удовлетворены общением с ними, равно как и их личностными качествами. Таким образом, необходимость общения с учителем нарастает, но подросток не получает желаемого. Соответственно, расширяется зона конфликтов. Возможно, в Москве все развивалось именно по этому сценарию.

Как уберечь свою семью, на какие тревожные сигналы в поведении ребенка обратить внимание?

Любое изменение в поведении подростка должно насторожить родителя. В городе работают социальные службы, есть телефон доверия, принимают психологи. Лучше подстраховаться и проконсультироваться со специалистом. Даже если эти изменения на первый взгляд позитивные.

Я ежедневно получаю письма с просьбами о психологических консультациях, по проекту «Родительская школа», который стартовал в декабре 2013 года и финансируется на средства президентского Фонда «Знание» России. Наши психологические занятия уже посетили более 60 жителей Великого Новгорода и 48 жителей малой Вишеры. Из этого я с уверенностью могу сказать, что потребность в психологическом консультировании и психологических знаниях в городе большая. Вопрос в другом. Многие родители боятся психологов и психиатров, боятся, что их проблемы могут выйти за пределы семьи. В этом случае могу посоветовать искать специалиста по рекомендациям и отзывам знакомых.