Общественные слушания, посвященные образованию: вопросов нет

Сегодня утром в концертном зале Дворца детского творчества имени Лени Голикова состоялись необычные общественные слушания. Необычные по нескольким причинам: 1) обычно такие встречи проводятся не в рабочее время; 2) они были посвящены выполнению Указов Президента РФ в сфере образования; 3) люди из зрительного зала в основном молчали.

Слушания собрали целый зал руководителей, специалистов, главных бухгалтеров образовательных учреждений. Открыло встречу выступление руководителя департамента образования Анатолия Осипова. Он показывал слайды и рассказывал о том, как выросла зарплата педагогов в этом году. Слов и цифр нам, сидящим в задних рядах, было не видно, думаю, как и большинству зрителей – очень мелким был экранчик. Но из речи Анатолия Осипова следовало, что у нас в регионе все хорошо.

Эстафету приняла первый заместитель губернатора Вероника Минина, которая добавила, что наши показатели по заработной плате педагогов – одни из лучших в стране.

Сопредседатель Общероссийского народного фронта Виктор Быков рассказал о поездке новгородцев на Форум ОНФ в Москве, где на встрече с президентом России в числе других вопросов затрагивались и проблемы образования. По словам Виктора Быкова, говорилось о том, что скоро в России может возникнуть проблема с нехваткой школ в связи с ростом рождаемости, а также о большом количестве детей мигрантов в российских школах. «В некоторых регионах уже бывает так, что полкласса говорит по-узбекски, и это тоже педагогическая проблема», - сказал представитель ОНФ.

Затем пламенно и долго выступала Надежда Филина, областной председатель областной профсоюзной организации образования. Она доказывала необходимость создания в учебных заведениях профсоюзных ячеек, которые назвала «мостиками». Кроме того, Надежда Васильевна критиковала школы и другие учреждения, забросившие свои сайты.

На вопрос Вероники Витальевны, все ли Надежде Филиной понятно, все ли она находит открытым и прозрачным в плане заработных плат, та ответила «Еще бы мне не было понятно!» Кроме того, лидер педагогического профсоюза выразила радость по поводу возможности для педагогов встретиться и высказаться. Но… высказываться никто не рвался. После каждого выступления организаторы обращались к залу с призывом задавать вопросы, обещая ответить и на самые острые, но многочисленные просьбы «не стесняться» разбивались о молчание участников.

По тихим репликам и переговорам педагогов, сидящих вокруг меня, было понятно, что люди просто не решаются говорить откровенно, хотя им есть, что сказать, и проблемы у них тоже есть. Думаю, организаторам встречи стоит задуматься, почему так происходит, почему люди не хотят (боятся?) говорить о своих проблемах. Может быть, после удивительного случая с заместителем директора одной из новгородских гимназий, которому вручили уведомление об увольнении после выступления на общественных слушаниях по бюджету области (он заявил о сверхнагрузке на учителей)? А может быть, стоило позвать на встречу не директоров и главных бухгалтеров, довольных своими зарплатами, а простых педагогов и воспитателей?

Поэтому, когда наконец слово взяла сидящая в зале председатель комитета образования Администрации Чудовского муниципального района Светлана Васильева, вокруг раздался восхищенный шепот: «Молодец!» и «Умница!»

Светлана Валерьевна пожаловалась, что целевые показатели в течение года менялись, в том числе, в сторону уменьшения, что вызывало недовольство людей, и что работа по отправке в районы графиков была нестабильной. Она отметила, как не хватает в таких случаях нормативно-правовой базы, определяющей механизм и порядок действий. «Когда в сентябре мы поняли, что без кардинальных мер не выполним целевые показатели, то дали четкую установку руководителям: имея базовый фонд оплаты труда, найти возможность выплатить людям разовые премиальные выплаты за сентябрь до получения дополнительных обещанных средств. Выплаты были сделаны, но устные обещания обещаниями и остались, обещанные средства не поступили. Нам бы хотелось впредь иметь определенные гарантии и быть защищенными перед Счетной палатой и прокуратурой, ведь речь идет о финансах», - пожаловалась Светлана Валерьевна. Кроме того, по ее словам, педагоги были недовольны в последующие месяцы, когда стали получать меньше. Судя по реакции зала, такая проблема была и в других районах.

Как рассказала Светлана Васильевна, многие педагоги во время встреч говорят, что надо возвращаться к советской системе оплаты труда учителей, когда все было прозрачно и ясно. Сама же она с такими взглядами не согласилась и считает, что руководителям надо лучше проводить с учителями разъяснительную работу.

В ответ Вероника Минина сказала, что, действительно, в первый год пришлось «набить шишек», выстраивая работу, которая в идеале должна вестись не скачками и не волнами. Вероника Витальевна не согласилась с тезисом про «одинаковую советскую зарплату» - по ее словам, педагоги все разные, и заработная плата должна расти в зависимости от качества, возможностей и результатов (слушая разговоры о «качестве», мне всегда хочется сказать нашим руководителям: но ведь классы и дети разные! Кто-то хочет учиться и всеми силами помогает учителю работать на результат, а кто-то не менее усердно мешает учебному процессу. И естественно, что результаты у педагога в лицее, гимназии или «сильном классе» обычной школы и у педагога, который мучается с неисправимыми хулиганами и бездельниками из сложных семей, будут совершенно разные, не в пользу второго, которому приходится работать в более тяжелых условиях. - О. Л.).

После выступления Светланы Васильевой в зале нашлось еще несколько смелых женщин.

Кто-то отважился отправить записку с вопросом – когда же повысят зарплату обслуживающему персоналу в детских садах, тем людям, кто обеспечивает уход за детьми. Прозвучал ответ: на сегодняшний день приоритет – зарплата педагогов, выполним ее – перейдем к другой. А кроме того, за это должны быть ответственны заведующие садиками, пусть они озаботятся этой проблемой. Робкое предложение повысить родительскую плату за детсад, чтобы из этих средств поднять людям зарплату, руководители не услышали.

На вопрос о том, будет ли в 2014 году повышена базовая педагогическая ставка, Анатолий Осипов ответил, что в следующем году министерство финансов определит базовую ставку и что «отката назад и принципа «всем сестрам по серьгам» не будет».

Подняли еще один вопрос, не совсем по теме встречи – о необходимости строительства второго корпуса садика в Панковке. Сейчас в очереди больше ста детей и многих малышей приходится возить в Новгород, очень далеко от дома. Представитель Новгородского района ответила, что уже готов проект, прошедший госэкспертизу, на 140 мест и что район будет участвовать в конкурсе. Вероника Минина взяла вопрос на заметку.

В общем, подводя итоги встречи, как сторонний наблюдатель, скажу: во-первых, хорошо, если все действительно так хорошо, как на графиках и в отчетах. Но почему же на родительских собраниях в школах нам говорят совсем другое - учителей не хватает, потому что пожилые уходят, а молодые на такую зарплату не идут. Во-вторых, очень бы хотелось услышать на этой встрече учителей, узнать из первых уст об их проблемах и радостях, но этого не получилось.

Официальные цифры:

По итогам 9 месяцев cредняя заработная плата педагогических работников учреждений общего образования составила 22964 руб, или 101,9%.к средней в экономике, за январь-октябрь 23470,4 руб - 103,6% к средней по экономике.

Значительно, до 22394 руб., выросла средняя заработная плата в дошкольных образовательных учреждениях. До 20279,9 руб – в учреждениях начального и среднего профобразования.

Фото: Алексей Мальчук