Новгородцы не ходят на «Высоцкого» с попкорном: обсуждаем успех фильма

Вчера вечером мы с братом наконец-то добрались до  Киноцентра, чтобы посмотреть «Высоцкого». Не посмотреть не могли - ведь выросли на его песнях. Пришли к 17 часам, наивно полагая, что раз фильм идет в городе уже давно, то можно будет спокойно без суеты взять билеты. Однако на ступеньках кинотеатра стояла толпа. Это была очередь в кассу. Фильм уже начался, а люди все еще терпеливо стояли на улице в надежде купить билет. В итоге в зал мы вошли лишь через 15 минут с начала фильма, а ведь были в очереди далеко не последними… Среди зрителей были люди разных возрастов – и средних лет, и пожилые, и очень много молодежи…

Добавим, что в целом по стране всего за две недели проката фильм собрал более 21 миллиона долларов, что является одним из лучших стартовых показателей в истории отечественного кинематографа.

В Великом Новгороде, по словам директора ОАУК «Новгородский областной Киносервис» Елены Рятиной, интерес к фильму о Высоцком такой, что видимо, придется показ продлевать до и после новогодних праздников (сейчас ведутся переговоры с фирмой-прокатчиком). С 1 декабря только в Киноцентре (а ведь фильм еще идет и в кинотеатре «Новгород») его посмотрели почти 9 тысяч человек. Целыми автобусами приезжают на «Высоцкого» жители области.  А сейчас новгородцы обращаются с просьбами продлить показ в малом зале.

«В последнее время у зрителей возрождается интерес к отечественному кино, - рассказала интернет-газете «Ваши новости» Елена Рятина. – В России снимают все более качественные фильмы. Мы предполагали, что «Высоцкий. Спасибо, что живой» будет интересен новгородцам, но такого успеха не ожидали. Мы пытались сравнивать его  успех с брендовыми фильмами, так вот он не уступает по интересу зрителей западным «Гарри Поттеру» или «Пиратам Карибского моря».

Что касается впечатлений зрителей, то они разные. Но большинство говорит, что двухчасовой фильм смотрится на одном дыхании. Интересно, что в первые дни проката на «Высоцкого» шла более зрелая публика, а сейчас приходит все больше молодежи. Надо отметить деликатное отношение зрителей к фильму. У нас даже спрашивают разрешение, можно ли купить попкорн».

Своими противоречивыми впечатлениями о фильме и размышлениями об интересе молодежи к личности и творчеству Высоцкого с интернет-газетой «Ваши новости» поделились известные новгородцы.

Актер, режиссер, писатель Дмитрий Иванов:

«Если честно, от фильма у меня не самое лучшее впечатление. И это мягко говоря. Песни Высоцкого я сам часто слушаю по интернет-радио. Есть целая радиостанция, где в отличном качестве транслируют только его песни. И самое удивительное, что многие песни звучат современно, будто написаны только что. Порой точно до жути. Кто не верит, пусть послушает. Быть может, и молодёжи нравится слушать эти песни, потому что они не теряют актуальности. Почему?

Во-первых, написаны они искренне, и потому берут за душу, а второе... Быть может, проблемы со времён Высоцкого мало изменились, и люди, несмотря на смену политического и экономического строя, остались прежними? Изменилась страна, а не люди. А песни Высоцкого именно о них. О людях. Потому они и актуальны, и трогают нынче так же, как в семидесятых. Думаю, так...

А в самом фильме, на мой взгляд было педалирование вредных привычек поэта. Фильм получился не о Высоцком, а о наркомане. О простом нарике, мало чем отличающимся от других нариков того времени.

Ну что же... У многих поэтов есть вредные и очень вредные привычки. Но если заниматься тряской грязного белья великих людей, то можно с водой выплеснуть ребёнка. Высоцкий - наркоман, Достоевский - мот, Горький - безволен, Пушкин - картёжник и бабник... При таком раскладе «за кадром» остаются их произведения, которые являются достоянием и ценностью не только для России, но и для всего мира, и процесс создания которых потребовал от их авторов жизни. Потому этим фильмом про Высоцкого я не доволен.

А еще очень не понравилась маска Высоцкого. Какое-то мёртвое лицо. У него такого не было. Если взять снимки из его последних работ, например «Место встречи изменить нельзя» или «Гамлет», там при крупном плане видно, что лицо у него нормального цвета, и взгляд живой, осмысленный. Такого у наркомана нет. Это не лицо наркомана. А вот в фильме он подан как труп ходячий. Видимо, авторы снимали не фильм о поэте, а агитку против наркомании. В общем, Высоцкого я в этом фильме не увидел».

Доктор исторических наук, профессор Новгородского государственного университета Борис Ковалев:

«Впечатление о фильме двоякое.

Во первых, я родом из Советского Союза. Помню, как родители купили первый кассетный магнитофон, и не трудно догадаться, чьи песни были на тех первых кассетах… Во вторых, 70-ые годы, ореол чего-то запрещенного, недозволенного, разговоры о французской жене, сплетни об особенном статусе в Москве, события 80-го года, когда параллельно с тем, что вся страна с восторгом встречала Олимпиаду, прошло внятное сообщение о смерти Джо Дассена и невнятное – о смерти Высоцкого… А потом выходит его книга «Нерв» со вступительным словом Роберта Рождественского, Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпускает его песни на дисках-гигантах… Эта «высоцкомания» длилась, наверное, три-четыре года, более того, она осталась еще и с началом перестройки. Помните фильм, где Макаревич сыграл рокера Ковалева? Один из конфликтов в этом фильме связан с Высоцким… А потом происходит не то что забвение, наступает время, в которое он не совсем вписывался - перестройка, лихие 90-ые, затем путинский застой.

Почему же фильм о Высоцком так популярен? Мне кажется, это возвращение таланта, который в какой-то степени уже винтажен. Винтажный певец – это то, что модно по прошествии четверти века. Хотя со смерти Высоцкого прошло уже более 30 лет. Это раз.

Далее, мне кажется, эпатажно-протестная нотка в его творчестве достаточно созвучна нашему времени. Как Высоцкий в свое время будил застой, так и сейчас некоторой части нашего общества кажется, что определенный застой надо будить, в том числе и гражданской лирикой.

Что касается сюжета фильма... То, что Владимир Семенович употреблял наркотики, об этом писала еще его жена в своей книге «Владимир, или прерванный полет». Но обращаю ваше внимание: несмотря на то, что книжка печаталась огромными тиражами и расхватывалась, она не получила должного интереса и поддержки со стороны людей. Почему? Потому что подобные вещи, такие как описание слабости, причем не лучшей слабости кумира, его очеловечивают, а обществу, которому требуется кумир, этого не надо.

О наркозависимости Высокого писала не только его жена, но и многие его друзья, которые говорили об этом, как о его беде, несчастье. То, что он ушел от нас в возрасте 42 лет – это же не просто так. Человек жил на излом, человек себя сжигал, и, к сожалению, этим пользовались многие его псевдодоброжелатели. И он был дл группы представителей нашего псведошоу-бизнеса образца 70-х годов дойной коровой».

«Фильм так популярен, потому что личность Высоцкого до сих пор - практически «наше все» для любого человека, выросшего на пост-советском пространстве, - считает журналист, пресс-секретарь театра для детей и молодежи «Малый» Татьяна Боброва. - Тут связано все - и любовь к его песням, и до сих пор - притягательная яркость и короткость этой жизни, и его актерские сильные работы и та честность, которая звучит в его стихах. Он - герой нашего времени. Это не возрождение интереса. Он просто никуда не уходил.

Фильм имеет весьма своеобразный перекос - попытку показать личность через не самый лицеприятный анекдот (анекдот - как случай из жизни, имею в виду). Зачем надо было акцентировать на КГБ с человеским лицом, а не на личности поэта и актера - мне неизвестно, много вопросов к создателям картины. Но думается, что невозможно придумать сейчас кино ни про одного известно и любимого народом актера, которое можно было бы обозначить одной фамилией - и обеспечить полные залы».

А вот новгородский искусствовед, руководитель Городского выставочного центра Сергей Пухачев связывает успех фильма с умелой рекламой и смотреть его не собирается:

«Если в двух словах, то феномен Высоцкого в том, что он «хрипел» о том, что все чувствовали, но не умели найти слов. Все ведь понимали, что официальная пропаганда далека от реальной жизни, а попросту говоря лжива. Причём это был самая страшная разновидность лжи - полуправда (всё равно что рассуждения о гуманизме в кабинете Дзержинского, например). И цель была понятна - играть на людях как на гамлетовской флейте. Высоцкий сумел найти верные интонации к описанию того, что он никогда не видел (война, тюрьма), сумел не соврать, не испугаться. Другой стороной этой медали был Окуджава. Сегодняшний успех фильма скорее всего связан с умелой рекламой-интригой Первого канала. Но может быть в людях опять просыпается тяга к подлинному. Я боюсь разочароваться и в кино не пойду».

С ним согласен и Владлен Макаров, доцент кафедры русского языка НовГУ, координатор Новгородского Клуба интеллектуальных игр «У Лукоморья»: «По-моему, никакого ажиотажа нет. То, что я вижу, - это искусственно подогретый средствами рекламы и PR интерес. Когда пройдет прокат, то он схлынет. Высоцкий интересен людям старшего поколения. Он знак их юности, их ожиданий и надежд. Мои знакомые, которые всерьез интересуются творчеством Высоцкого, на фильм не пошли и не собираются».

Александр Чекманов, генеральный директор «Ретро FM Великий Новгород» это мнение не поддерживает: «Думаю, что успех фильма связан с феноменом самого Высоцкого, его значимостью как артиста, автора-исполнителя для большинства наших сограждан. Интерес, возможно, увеличивается также в связи с переменами настроения в обществе, особенно после «результатов» выборов-2011».

Журналист Андрей Коткин выступает в защиту фильма: «Мне кажется, что дело в самом фильме, вызвавшем бурные дискуссии еще до премьеры, в ходе грамотной рекламной кампании. Каждому нормальному человеку было интересно составить собственное мнение. Лично я сразу же оценил эту картину как очень честный фильм. И, разумеется, не один я, а миллионы зрителей. А раз так, то интерес вполне естественен - молодого человека зацепило, и ему хочется узнать о герое подробнее. Благо есть безбрежное море правдивой информации. Начинает с деталей биографии, переходит к прослушиванию песен, а затем осознает поэзию... Думаю, это главный плюс фильма, сделанного талантливыми людьми: теребя чувства, он заставляет думать, размышлять, анализировать, узнавать, становиться богаче. Что в условиях дефицита духовности можно только приветствовать.

Для меня, как и большинства других его современников, Высоцкий стал - не мог не стать - важной частью нашего внутреннего мира, которая несомненно повлияла на наше отношение к миру внешнему, окружающему нас, к политической и социальной действительности, и мы воспринимаем его совершенно естественно - как воздух, которым дышим. Да он и был частью нашего воздуха, и остается ею. Благодаря фильму число думающих людей в России несколько прирастёт, и это, конечно же, замечательно. Тем более, что сегодня творчество Владимира Высоцкого злободневно ничуть не меньше, чем при его жизни, а может, даже и больше...».

Уважаемые читатели! Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями.