Рецензии

Скромное обаяние самолюбования

Представьте, если бы сняли у нас такой фильм. Белокурый голубоглазый красавец в косоворотке гуляет по березовому лесу. Сладострастно обнимается с деревьями, распевает народные песни, бренча на балалайке. На небе светит солнышко, по травке прыгают кузнечики, где-то за кадром мурчит душевное пианино. Ходит красавец, общается с каждой мошкой, радуется природе. Иногда встречает таких же белокурых парней или вылизанных до блеска девушек с цветами в волосах и роскошным маникюром. Пляшет с ними, лобызается, восторженно объясняет им, что все они – славяне добрые. И все это на полном серьезе, и всем от этого хорошо.

Вот такое паточное до диатеза на заднице кино сняла Любовь Борисова. Только не про славян, а про якутов.

Есть у нас такая «новая якутская волна». Сложилась в начале 2010-х, когда в Республике Саха резко возросло кинопроизводство. Одна за другой там появлялись дешевые картины, крутящиеся исключительно в местном прокате и собирающие фантастическую относительно бюджета кассу. Неудержимое желание кинокритиков открыть молодые таланты привело к завидному размаху якутского экрана — отдельный выпуск «Искусства кино», несколько ретроспектив (в том числе в Европе), главные награды на крупнейших российских фестивалях. Профессионализм якутских режиссеров вызывал серьезные вопросы, но оглушительный успех шагал впереди их. Никого почему-то не волновала бросающаяся в глаза провинциальность «якутской новой волны» и герметичность якутской традиции, вход в которую для массового зрителя закрыт на внушительный мировоззренческий засов. Это, в общем, отдельный разговор, но теперь нам позволено пожинать плоды поспешного признания якутских самородков в виде откровенного и бесполезного самолюбования.

«Не хороните меня без Ивана» вполне может сойти за этнографический роуд-муви. Время действия – 1910 год. В якутском селе живет сенокосец Степан (Александр Чичахов), который иногда впадает в летаргический сон – все думают, что он умирает, а затем воскресает. Чтобы его случайно не похоронили заживо, он напрашивается к ученому художнику Ивану Попову (Дариус Гумаускас), собирающемуся в экспедицию по всей области. Только Иван знает, что у Степана за хворь, отсюда и название – если соберетесь меня хоронить, то сначала у Ивана разрешение спросите.

Задумчивый этнограф и добродушный крестьянин колесят по Якутии на дребезжащей повозке, фотографируют народ, собирают фольклор. Однажды заедут к шаманке с лицом модели (Нюргуяна Шадрина), которая поставит настоящий диагноз Степану – у сенокосца на темечке родничок не зарос, а потому душа у него наружу рвется. Причем засыпает Степан в момент созерцания чего-то прекрасного, вроде угасающего заката или «Мадонны Литты». Откуда, правда, взялся да Винчи в дореволюционной Якутии – загадка посерьезнее детективов Дэна Брауна.

Впрочем, коренная беда картины Любови Борисовой не в странностях и нестыковках (хотя и их хватает), а в карамельном глянце, которым покрыт кадр. Якутия – вещь в себе, регион фактурный и поразительно киногеничный, ему не нужно дополнительного лоска, чтобы стать образом самостоятельной культуры. Избыточна бутафория, которой любуется ученый Иван, убийственно штампован закат, от которого проваливается в сон Степан. С этнографией никак не вяжутся практически инстаграмные кадры разлетевшихся одуванчиков и шелестящей травки-муравки с попсовеньким пианино на саундтреке. В этом фильме есть уникальные лица, но нет настоящего пространства, в котором они могли бы раскрыться. Якутских людей, видимо, хотели сделать то ли сказочными, то ли просто самыми добрыми на планете, но вышли они все схематичными и неинтересными. На протяжении 2 часов, от которых самому трудно не свалиться в сон, режиссер пакует гигантскую живую территорию в мертвый павильон. Такое себе дело.

Вначале нам зачем-то покажут причудливые сны Степана – умилительно, но это всего лишь режиссерские упражнения в сюрреализме. Крестьянин в царстве Морфея то уменьшается до размеров мухи в чайнике, то увеличивается в несколько тысяч раз. Однако уже в другом эпизоде, когда Иван спрашивает Степана про сны, крестьянин увлеченно рассказывает, что во сне он всегда летает. Кто-то тут врет, получается.

Или весь фильм – всего лишь сон русского этнографа, который задремал и видит Якутию сквозь призму золотого петушка на палочке. Время ведь тяжелое, новый век начался, скоро Первая мировая, революция. Человек все-таки образованный, предчувствует катастрофу, поэтому и решил отдохнуть, набраться сил. Об этом хоть и не говорится прямо, но в уме держится, тем более Павлов – этнограф реально существующий, оставивший большой след в истории Якутии. Его выразительные фотографии потом покажут в финальных титрах.

Какие-то из этих фото Любовь Борисова попыталась воссоздать в фильме. Вроде неплохо получилось.

А вот все остальное — не очень.

 

 

Денир Курбанджанов

Recent Posts

Часов Яр

Наши военные звонят украинским с предложением покинуть дома и укрепления

17 часов ago

Евровидение. Весёлый песенный концерт

Хорошо, нас там нет

20 часов ago

В Хельсинки на кладбище Малми Кивико местные облили краской памятник советским воинам

При этом глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело за осквернение памятника…

20 часов ago

Жуткие кадры падения автобуса в реку Мойку

За рулем 44-летний Рахматшох Курбонов

2 дня ago