«Глядя на вас, хочется оправдать газовую камеру». Boulevard Depo выпустил клип о похищениях, пытках и цензуре, но вышло намного глубже

Может показаться, что это не более чем пресловутый конфликт отцов и детей. Молодежь пытается заявить о себе, отвечая на вызовы времени, чем навлекает на себя недовольство людей старшего поколения, которые, по крайней мере некоторые из них, видят культуру не как процесс, а как некую застывшую структуру. Отсюда эта вся критика рэпа, хип-хопа, это ханжество в отношении великого и могучего русского мата (будто сами критиканы не матерятся — даже тапочки рассмеются!). Ну и срывы концертов тех молодежных групп, чье творчество считают опасным для подрастающего поколения.

Да, может, так показаться, даже более того, допускаю, что так даже может быть, но только лишь отчасти. На самом деле, ситуация куда серьезнее.

Пентагон приступил к разработке принципиально новой стратегии военных действий, которую уже окрестили „Троянский конь“. Суть ее в использовании протестного потенциала „пятой колонны“ для дестабилизации с одновременным нанесением высокоточным оружием по наиболее важным объектам,

— заявил первый заместитель министра обороны - начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии В.В. Герасимов, выступая на конференции Академии военных наук с докладом об основных направлениях оборонных исследований.

И здесь следует отметить, что понятие «протестный потенциал» — оно весьма широкое. И творчество многих молодых музыкантов можно за милую душу отнести к действиям этой «пятой колонны» даже безо всякого политического подтекста. Секс, наркотики, насилие, жажда красивой жизни как высший приоритет — все это определенно плохо согласуется с той патриотической концепцией, которую пытаются воплотить в жизнь Минкульт и идеологи из АП, явно уступающие рэперам — что, конечно, сильно печалит чиновников — по силе своего влияния на неокрепшие умы. Отсюда логичный вывод: если нельзя полностью запретить (все-таки у нас демократия и свобода самовыражения), то хоть поприжать, авось, одумаются, да и другим неповадно будет. Но если это идеально подходит для людей уже почтенного возраста, то для молодых и дерзких — это, скорее, очередной вызов, на который надо непременно ответить. Поэтому надеяться на то, что репрессии приведут к нужному результату, явно не стоит. Они приведут к обратному результату, это — точно. И одним из доказательств этого тезиса и служит новый клип российского рэпера Boulevard Depo на песню «No Flag», в котором музыкант ответил на силовые способы воздействия на молодежную культуру.

НФ 2

Что стоит отметить, это качество самого клипа, которое превышает качество текста (о нем, признаться, даже говорить не хочется) — в разы. Прямо не клип, а коротрометражка в жанре триллер.

В двух словах сюжет выглядит так. Рэпера Boulevard Depo похищают неизвестные во время стрима с подругой, которая тут же обращается к своей более расторопной сестре. Та быстро выясняет, где находится рэпер, и, вооружившись винтовкой, что хранится у нее под кроватью, усаживается за руль авто, на котором сестры и пребывают туда, где держат музыканта.

С Boulevard Depo похитители проводят воспитательную работу, объясняя (очень популярно — при помощи кулаков), что то, о чем он поет — это все — с этической точки зрения — мусор.

А тем временем спасительницы пребывают на место и та, что с винтовкой, укладывает всех боевиков. Тут, кстати, в кадре появляется и рэпер Хаски, дожидающийся своей очереди. Но что самое интересное, главным поборником нравственности в результате оказывается отец девушек.

НФ 4

Но это его не спасает. «Папа» гибнет смертью храбрых: рука у бравой дочурки не дрогнет и в этом случае.

И последние кадры: Boulevard Depo висит, привязанный за руки, с зашитым ртом. Ну это, понятно, отсылка к акции Петра Павленского «Шов», которую тот провел в поддержку Pussy Riot. Тогда художник с зашитым ртом отстоял полтора часа в одиночном пикете у Казанского собора, пока не вызвали карету скорой помощи.

Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду,

— так художник прокомментировал свою акцию.

Здесь уже все по-другому. Не надо забывать, что Павленский сам себе зашил рот, а рэперу, по логике клипа, зашили насильно. Точно Boulevard Depo пытается сказать, что то, против чего протестовал акционист, стало частью нашей реальности.

НФ 5

Однако клип нельзя воспринимать как лобовую атаку против власти с ее стремлением перекрыть свободу слова и самовыражения. О чем и говорит спич главного поборника традиционной культуры — отца девушек:

Ты песенку про пять минут из «Карнавальной ночи» знаешь? Наверняка, знаешь. Ее 60 лет по телику крутят. И еще 60 лет будут. Потому что она — добрая. А ты… Что у тебя за хрень? Про что ты поешь? «Я трахал твою девушку пять минут назад». Что это за подвиг такой, о котором надо орать на всю страну? Настоящий мужик этим хвастаться не будет. У вас все на понтах! Вас бы в горячие точки отправить, и вы бы узнали, что такое фунт лиха,

— обращается он к рэперу.

И даже предлагает ему сделать перформанс:

А может тебе просто пойти в Третьяковку и насрать в каком-нибудь зале среди мировых шедевров — ну, типа, это твой вызов? А действительно, зачем вам Пушкин, Блок, Мандельштам, Бродский? Зачем? У вас же свои рифмы, которыми вы голову морочите миллионам. Глядя на вас, хочется оправдать газовую камеру.

Несмотря на апелляции к нацизму, логика присутствует. Ну да, хвастаться тем, что ты совокуплялся с чужой девушкой пять минут назад (об этом совместный трек Boulevard Depo с Pharaoh «5 минут назад»), «орать на всю страну» — как-то странно. Ценность достижения явно сомнительная. Но не есть ли это отражение мировых идеологических трендов? Ведь установка на гедонизм (бери от жизни все) — это, по сути, идеологическая основа современности с ее культом молодости и гламура. В этом плане рэперы ничего не придумывают — они лишь отражают то, что есть, то, что они наблюдают вокруг себя.

НФ 6

И что им можно записать в плюс — так это их честность. Потому что, когда «исправитель» говорит о горячих точках, он несколько лукавит, отсылая к странной позиции нашей российской политической элиты, которая на словах ратует за патриотизм и клеймит Запад с его прогнившим насквозь капитализмом, но на практике пытается там обустроится, покупая дома и создавая бизнес-структуры. То есть все эти слова невозможно воспринимать как действительную позицию, но как некую игру, по правилам которой тот или иной политик должен раскритиковать США и Европу — ну хоть потому, что мы враги на внешнеполитической сцене. В таком контексте упоминание о горячих точках выглядит искусственно и лживо. Точно отец девушек пытается натянуть молодому поколению шоры на глаза, призывая умирать за страну, власти которой на деле проявляют антипатриотическую позицию, определяя всех несогласных как «пятую колонну», призванную дестабилизировать общество. Отдает строительством очередной иллюзии...

Однако в какой-то мере, можно смело говорить о том, что правда есть и у рэпера, и у «исправителя», но встать на какую-то одну точку зрения — невозможно. Газовые камеры за выражения того, что летает в воздухе — это, извините, перебор. Но, с другой стороны, самовосхваление тем, что ты пять минут назад занимался сексом с чужой девушкой, и вот теперь кичишься этим — тоже ни в какие рамки не лезет. Здесь попросту нельзя принять чью-то позицию. Но этого и не требуется. Клип о другом. О том, что российское общество зашло в тупик — политический, экономический, общественный, идеологический. И «No Flag», он — точно манифест этого тупика. Манифест и предупреждение, что Россия находится на пороге хаоса, что если не начать выходить, то все будет гораздо, гораздо хуже. И уже очень скоро дочери будут стрелять в отцов, и руки отцов будут тянуться к пистолетам при виде дочерей с винтовками. Такая вот перспектива.

Но разве кто-нибудь прислушается? Разумеется, нет.

Кадры из открытого доступа.