С места событий

Путь любви и верности: уникальный музей деревянного зодчества

Заночевали мы в усадьбе при Музее деревянного зодчества. Утром проснулись – а осень резко превратилась из солнечной в пасмурную, с резко проступившими чертами. Как у тебя после тридцати, когда ты сильно устал.

Музей начинался с парка деревянных скульптур на территории. Была фотозона, где можно было переодеться в русский народный костюм и «сфоткай, типа я барыня-сударыня», но наплыва посетителей не было. Собственно говоря, мы в этот октябрьский пасмурный день оказались единственными посетителями. Зато нам были рады!

Есть такое особое гостеприимство людей, которые живут в глуши и при этом работают с прекрасным. То есть бывает так, что встречается снобизм – мол, что вы, москвичи, понимаете в нашей истории, но бывает и так, что тебе искренне хотят показать и рассказать самое дорогое и важное, сокровища открыть.

Музей этот, собственно, находится совсем уж в глуши – не совсем в Спас-Клепиках, а в семи километрах от них, куда нас и подбросил добрый водитель. Вокруг лес, озеро и лают собаки на опустевших к осени базах отдыха.

Основал его меценат и крупный банкир Владимир Грошев. Точнее сказать, организовал он одновременно и музей, и школу деревянного зодчества, лучшие работы выпускников которой стали основной массой экспонатов музей. Сам он высказывался по этому поводу интересным образом:

«Увидев тот грандиозный провал, который произошел на Рязанщине после распада СССР (возникла, по сути, чёрная дыра, в которой ничего не формировалось, не создавалось, а только разворовывалось последнее), я понял, что просто наблюдать больше нельзя, нужно что-то делать».

Сложно представить себе олигарха, без отдачи вкладывающегося в благотворительность, но, в конце концов, почему бы нет? Грошев умер в 2009 году, а школа и музей продолжают существовать, все так же – на благотворительные и спонсорские средства. Первое, что нам показали – это «красный уголок» памяти Грошева, где меня почему-то особо впечатлил комсомольский билет.

Как уже было сказано, основная масса экспонатов – это работы учеников и выпускников студии «Художественная обработка дерева». Туда принимают детей с десятилетнего возраста. Интересно, что женских имен среди авторов деревянных скульптур было исчезающе мало – возможно, по какой-то причине в двадцать первом веке считается неуместным допускать женщин к резьбе по дереву? Так-то промысел традиционный, местный, мещерский – в старые времена так и было.

Музей разделен на 15 тематических залов. Отдельно представлены деревянные скульптуры, плетение из лозы и изделия из древесного гриба и корней. Есть залы, посвященные только охоте или только рыбалке. Есть огромная статуя «хозяина Мещеры» – деревянного комара. Есть «семейный» зал, есть абстрактные скульптуры. Есть зал, где представлено деревянное зодчество других регионов России и в принципе других стран – можно наглядно увидеть разницу между мещерской традицией и другими.

И отдельно впечатлил огромный, в несколько квадратных метров, макет Москвы времен Юрия Долгорукого за авторством художника Виктора Бахарева. Он же является автором макета Кижей, реконструкции дома детства Сергея Есенина (трудно найти в Рязанской области что-то, что не было бы так или иначе связано с Есениным) и других зданий. Архитектура в миниатюре.

Все скульптуры в музее являются современными, аутентичные предметы мещерской старины здесь не представлены (зато представлена реконструкция общинного дома двенадцатого века). Заметно отличаются работы спас-клепиковских мальчишек от работ других авторов, передававших музею в дар свои скульптуры: местная традиция сформировалась вполне конкретно очерченной, зачастую близкой к лубку, если можно провести такую параллель, тогда как у скульпторов-дарителей прослеживается большее разнообразие творческих приемов. Однако это не умаляет выразительности и симпатичности экспонатов музея. Если именно такой была традиция мещерского деревянного зодчества, то хорошо, что она не забыта.

Фото автора

Анна Долгарева

View Comments

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

12 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

18 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

18 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

18 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

19 часов ago