После поездки на полуостров Рыбачий на LADA Kalina Cross  новгородцы признали: «Наши научились делать автомобили»

Недавно новгородцы Александр Куликов и Сергей Артемьев осуществили свою давнюю мечту: совершили увлека- тельное и мега-экстримальное путешествие по непроходимым дорогам к полуострову Рыбачий на автомобиле LADA Kalina Cross.

После Великой Отечественной войны о Рыбачьем можно было только мечтать - полуостров был сильно милитаризован и строго охранялся. Только в 90-х отсюда начали уходить военные. Спустя годы территория Рыбачьего была признана природным парком регионального значения, был введен пропускной режим.… Несколько лет назад процедура запроса на посещения упростилась, Рыбачий стал открытым.

Сегодня полуостров практически необитаем. Дорог там почти нет. Те, по которым сейчас передвигаются цивилизованные туристы, остались от военных. Но для многих любителей экстрима эта нетронутая тундра является заветной целью! Полуострову посвящены огромные разделы на форумах джиперов, а эта северная дикая дорога считается одним из труднодоступных мест среди поклонников экстрима.

Бытует мнение, что туда могут проехать только мощные полноприводные джипы и военные машины. Но наши герои все-таки рискнули это сделать, и у них всё получилось! Об этих приключениях мы поговорили с Александром Куликовым.

- Александр, как зародилась идея поездки?

- Тема езды по бездорожью всегда была мне интересна. Мечта появилась лет семь назад, как только сняли пропускной режим допуска на полуостров Рыбачий и стали появляться первые видеоотчеты о приключениях джипперов в тех краях!

И вот, став обладателем универсала повышенной проходимости с магической надписью «Cross» на борту, решил проверить себя и автомобиль в действительно сложных условиях. Назвался Кроссом – полезай на Рыбачий! Кроме того, мне повезло, что у меня был единомышленник – мой спутник Сергей Артемьев. На его долю в этом путешествии выпала роль штурмана, второго водителя, повара, измерителя глубин и строителя каменных переправ через броды…

- Каков был маршрут?

- Великий Новгород – Петрозаводск – Соловецкие острова – Мурманск – полуостров Рыбачий и обратно. В целом мы преодолели 3460 км. Расход бензина: 6,5 литров на 100 км.

- Что вы взяли с собой в поход?

- Наш багаж: трехместная палатка, спальные принадлежности, теплые вещи, газовая плитка и горелка, набор инструментов и автомобилиста, две бутылки воды по 5 л, канистра с бензином 10 л, лопата, топор, лом, запас разнообразной еды на неделю, сухие дрова, три котелка и множество бытовых объемных вещей. Из оборудования: навигатор, видеорегистратор, планшет, мобильные телефоны.

- Судя по списку предусмотрели всё! Или нужда все-таки в чем-нибудь возникла?

- Мы тоже так думали, но совершенно неожиданным для нас оказалось малое количество заправок на трассе «Кола», либо отсутствие бензина на них. В итоге с нами приключилась забавная история на пути из Кеми до Зеленоборска.

В Кеми вечером не удалось заправиться бензином, так как его не было на заправке. Решили ехать дальше, запас еще был – примерно половина бака. Мы поехали в твердой уверенности, что на пути попадется заправка (навигатор указывал на наличие таковой в 120 км). Километры бежали, запас бензина в баке неумолимо истощался… Наконец, мы добрались до заправки! Но не тут-то было - она оказалась закрыта: из зала было вынесено всё оборудование, а заправочные колонки стояли без кожухов. Свет нигде не горел. Вообщем, как в фильме ужасов. Заправка освещалась фарами нескольких машин, водители которых так же, как и мы, рассчитывали пополнить запасы топлива.

Мне подсказали, что следующая ближайшая заправка вроде как в 50 км. Мы очень обрадовались сему факту, поскольку думали, что ближайшая заправка будет только через 150 километров, в Кандалакше. Когда через 50 км мы не обнаружили заправки, стало ясно, что придётся идти до Кандалакши пешком. В то время лампочка уже давно горела и недавно потухла вторая полоска на индикаторе… Но мы все-таки вытянули благодаря снижению скорости: не доезжая 50 км до Кандалакши, мы подъехали к поселку Зеленоборский с рабочей АЗС, на которой даже был бензин (смеётся)! Теперь можно было расслабиться, ведь с полным баком куда приятнее ехать.

После этого перед поездкой на Рыбачий, зная о труднопроходимости этих мест, мы, рассчитав средний расход как 15 литров на 100 км (у страха глаза велики), сразу купили канистру в 10 литров и заполнили её до верху. Ведь на Рыбачьем и в окрестностях на 90 км нет заправок! А в итоге расход вышел 9,8 литров на 100 км, и запас бензина в канистре привезли обратно.

- Что стало самым сложным за время преодоления всего маршрута?

- Чтобы попасть на Рыбачий, необходимо доехать и преодолеть перевал Муста-Тунтури (высота его 262 м). Дорога есть, впрочем, как и на всем маршруте, грунтовая, ее можно сравнить с поверхностью Луны - «кратеры» размером до полмашины и более. Езда по такой дороге напоминала морскую прогулку по Баренцеву морю, качало также, но не било, благодаря работе упругой подвеске автомобиля. Скорость держали не более 15 км/час.

Преодолели частые затяжные или крутые спуски, усеянные камнями размером до дворовой черепашки. При подходе к перевалу дорога по-прежнему имела грунтовое основание, но была усыпана мелким камнем. Сцепление с дорогой ухудшалось. На перевале подъемы приходилось преодолевать с предварительным разгоном и с первого раза, тщательно, быстро и точно выбирать маршрут объезда больших камней. Часть из них приходилось пропускать под днищем автомобиля, клиренс и ровное днище позволяли часть переезжать. Узкая колея и короткая колесная база в этом случаи чрезвычайный плюс.

После преодоления перевала Муста-Тунтури, прохождения скучного равнинного и ямного участка дороги по полуострову Средний на скорости не более 10 км/ч, мы добрались до полуострова Рыбачий. Дорога на Рыбачьем каменистая, усеянная мелким гравием. Машина в таком гравии, где он не утрамбован, как бы тонет, зарывается. Особенно это опасно при проезде ЛУЖ глубиной по бампер и протяженностью от 10 до 30 метров.

Если застрять в такой западне, то только трос и другая машина помогут. Толкать, наверное, бесполезно. Но мы не застревали, хотя участка три преодолели на грани. Если бы ЛУЖИ можно было безопасно преодолевать на скорости, было бы проще, но под водой разбросаны большие валуны, в которые, не проверив всё ногами, можно запросто влететь.

Поэтому перед каждой ЛУЖЕЙ выходили, проходили маршрут ногами, ощупывая дно. Где-то можно было пустить одно колесо по обочине, пропуская валуны под днищем, но где-то приходилось купаться полностью. Для преодоления одной такой водной преграды пришлось соорудить из камней брод - досыпали камни в разлив горной речушки на ширину колеса, тем самым сделали заезд на подводные камни более пологим.

- Обратно было легче добираться?

По плану у нас было попробовать ещё покататься по Рыбачьему и Среднему, но погода с утра подсказывала, что скоро станет мокро. и было принято решение сворачиваться и успеть выбраться из западни, образованной перевалом Муста-Тунтури, до осадков. Ведь вниз с перевала к полуостровам мы спустились довольно бодро, и дорога была сухой, кроме того помог опыт прохождения Луж, в которых немного упал уровень воды. Всё это позволило быстрее ехать обратно. Но всё равно иногда приходилось выходить и проверять дорогу. Обратный путь занял у нас 5 часов! 60 км за 5 часов!

- Умело Kalina Cross «вырулила» из всех перечисленных препятствий.… Расскажите нам о её характеристиках?

- Двигатель: 1,6 л., 16 клапанов, 106 л. с., комплектация: люкс, цвет - апельсин, коробка АМТ, которая показала себя с лучшей стороны, а особенно её режим ручного управления, хотя по большей части он использовался в качестве блокировки автоматического переключения передачи. Благодаря этому было возможно активно разогнать автомобиль и на первой передачи начать подъем.

По пути на Рыбачий, в Карелии, мы повстречали ещё одного «Кроссовода», но с механической коробкой. В ходе дружественной беседы мы поведали о наших планах, на что в сторону робота у собеседника выработался определенный скепсис. Все опасения развеяны и проверены на практике в суровых условиях. Робот отработал на «отлично»!

На мой взгляд, большое преимущество роботизированной коробки – не нужно отвлекаться на переключение передач, что особенно важно при езде по незнакомому городу. А на трассе очень удобен режим обгона на третьей передаче: резко нажимаешь на газ и запас мощности бодро разгоняет машину, удерживая передачу и уменьшая время, требуемое для обгона. Это значительно повышает безопасность манёвра!

- Почему Вы выбрали именно LADA Kalina для осуществления своей мечты?

- Мой выбор был под девизом «Есть один путь – свой!»

У меня был и другой автомобиль, который, имея клиренс в 175 мм, позволял мне ездить, где я хочу и как я хочу, а ещё перевозить, что хочу и, сколько влезет! Вот именно этот автомобиль показал мне, что автомобиль – это выражение твоей свободы! Но для осуществления моей экстремальной мечты – поездки на Рыбачий - этот автомобиль был недостаточно хорош.

Я начал выбирать себе новый автомобиль исходя из требований.

Мне были нужны: высокий клиренс, короткие свесы, энергоёмкая подвеска, автомат, экономичность (расход по городу не более 9 литров), кузов - обязательно универсал, обогрев лобового стекла, небольшие размеры, кондиционер, отличный внешний и внутренний дизайн, уютный салон, стоимость менее 600 тысяч рублей.

Ни в одной машине все эти качества не сочетались, пока я чисто случайно, не обратил внимание на Kalina Cross в ДЦ «Новгород-Лада»!

И каково было моё удивление, когда в этом автомобиле всё сошлось и подошло под мои противоречивые запросы! В России инженеры спроектировали и изготовили автомобиль, который не смогли предложить мне иностранные компании!

- Вы упомянули про уют… Как показал себя автомобиль по пункту «комфорт»?

- С лучшей стороны! Благодаря удобному расположению прикуривателя и USB порта с тем дополнительным электронным оборудованием, что было у нас задействовано, мы не ехали в клубке проводов. Ниши под стаканчики отлично вместили наши термокружки, а так как коробка роботизированная и не требует активного перемещения рычага, ничего не мешало их использованию.

Боковые ниши в дверях, хоть и не большого размера, но замечательно уместили в себе 0,5 литровые бутылки с морсом и набор всяких дорожных закусок. Ну а кузов универсал позволил тратить наименьшее время на развертывание и свертывание лагеря, позволяя удобно загружать вещи. Оранжевая отделка салона в стиле Кросс добавляла уюта и позитива на всём протяжении маршрута.

- А пришелся ли автомобиль по душе - Вашему спутнику Сергею Артемьеву?

- Было очень интересно наблюдать во время поездки, как меняется его мнение о машине (сам он владелец иномарки). В начале пути он был настроен абсолютно скептически, ну а когда Kalina прошла все «испытания на прочность», Сергей заключил, что машина по-настоящему достойного уровня!

Вот такая градация его мыслей:

«А мы на ней доедем?; «Боливар выдержит?»; «Как она бодро разгоняется!»; «Вот это подвеска, мягкая, жесткая, упругая - что-то невероятное!»; «Удобно на третьей обгонять, только пока не привыкну»; «У тебя ещё и свет хороший, лучше, чем у меня!» «Это уже слишком!»; «Отличная машина, просто отличная!»; «Похоже наши научились делать автомобили!»; «Моя иномарка так хорошо не едет!»; «Мы по таким местам проехали и всё работает отлично, ничего не сломалось, просто удивительно!».

И в завершении рассказа добавлю от себя, что мы совершили отличное путешествие на наш Север, полное приключений и эмоций, на нашем, отечественном автомобиле! И это существенный повод для гордости!

- Как автомобиль «пережил» путешествие, в каком он сейчас состоянии?

- Автомобиль прекрасно пережил поездку, но полную диагностику всё равно проведу на ТО. Ходовая часть, роботизированная коробка, свет, климат и прочие системы работают так, как и работали до поездки!

На память об путешествии у Александра Куликова и Сергея Артемьева остались фотографии сурового, но прекрасного Русского Севера: