Не будь жертвой: телефонные мошенники охотятся за нашими деньгами

В последнее время клиенты банков все чаще жалуются на новый вид мошенничества. Гражданину звонят якобы из банка или финансовой службы безопасности всех банков сразу (а такой организации не существует).

Мошенники используют для прикрытия названия наиболее крупных кредитных организаций. В этом случае высока вероятность попасть на клиента этих банков. При этом номер входящего звонка на экране телефона определяется как официальный номер банка.

Мошенники стали использовать специальные приложения для подмены своего номера телефона и маскировки под номера кредитных организаций, включают фоном гул голосов, переводят абонента с одного оператора на другого, используют профессиональные термины.

Они могут называть ваши паспортные данные и реквизиты карты. Эти сведения мошенники получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей, поэтому отличить злоумышленника от настоящего сотрудника банка стало сложнее. Но все же это возможно,

– рассказывает управляющий отделением по Новгородской области СЗГУ Банка России Сергей Левчаков.

Буквально на прошлой неделе стало известно о двух новгородцах, ставших жертвами телефонных мошенников. 45-летний мужчина ответил на звонок неизвестного, который представился работником одного из банков.

Звонивший сообщил, что с банковской карты мужчины происходит несанкционированное списание средств. Чтобы это предотвратить, он попросил сообщить ему все данные карты, а также пароли. Новгородец так и сделал, после чего обнаружил, что с его банковской карты списаны 93 тысячи рублей. Тем же путем еще один житель областного центра лишился 50 тысяч рублей.

Действительно, иногда людям трудно противостоять натиску лжебанкиров.

Мошенники говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, чтобы втереться в доверие и, главное, получить персональные данные. Чаще всего обманщики звонят в неудобное время – например, поздно вечером или рано утром, когда человек спит и не может быстро сориентироваться.

Злоумышленники сообщают о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое.

Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения.

Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам. Это приемы, которые называются «социальной инженерией,

– продолжает Сергей Левчаков.

Представитель Банка России предупреждает:

даже если звонок поступил с официального телефона банка, но абонент спрашивает у вас персональные данные – коды доступа, пароли, срок действия карты и иную конфиденциальную информацию, ни в коем случае ничего ему не сообщайте. У вашего банка есть все необходимые данные.

Запомните несколько слов-маркеров, которые должны вас насторожить в разговоре с мошенником. Это слова:

«служба безопасности», «подозрительная транзакция», «назовите кодовое слово» или «сообщите код из СМС», «срочно», «быстрее», «не вешайте трубку».

При этом нужно понимать разницу между входящими и исходящими звонками.

Если вопросы о номере карты, сумме денег, коде вам задает человек, который позвонил вам, это мошенник.

Когда вы сами звоните на горячую линию банка, у вас действительно сотрудник колл-центра обязан спросить номер карты и кодовое слово, чтобы вас идентифицировать.

Цифры от Банка России:

По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России (ФинЦЕРТ Банка России), доля несанкционированных операций с использованием методов социальной инженерии увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. И лишь остальные 3% составляли вредоносные коды и прочие способы мошенничества.

Ущерб от несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт в 2018 году, составил 1,4 млрд рублей, что на 44% больше, чем в 2017 году. Всего за год выявлено свыше 400 тыс. несанкционированных операций.

Лайфхак от Банка России:

Уточните фамилию, имя, отчество и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, а наберите номер вручную (он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка).

Не стоит паниковать и спешить.

Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее.

Это решение надо принять в течение 48 часов – времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.

Ни под каким предлогом никому не сообщайте персональные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово сотруднику банка можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.

В Банк России можно позвонить бесплатно по номеру 8-800-300-3000.

Также Банк России передает информацию операторам связи – они могут заблокировать номера, с которых звонят мошенники.

Фото из открытых источников в интернете,Отделения по НО СЗ ГУ Банка России.