Со дна озера Вельё подняли останки советского лётчика, погибшего 9 мая

Самолёт с озёрного дна у деревни Пабережье поисковики пытались поднять ещё в начале девяностых – но не удачно. Как мы писали, в прошлом году поисками занялся отряд «Находка», которому помогали новгородские и воронежские водолазы.

Во время третьей экспедиции в апреле 2013 года место падения самолёта было найдено. На поверхность были подняты большая часть хвоста машины и одно шасси. На внутренних конструкциях хвостового обломка фюзеляжа обнаружен предположительный номер машины - 13/12. Но к сожалению, поиск самолёта по обнаруженным номерам в ЦАМО не увенчался успехом.

6 января 2014 года командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов с помощью «кошки» поднял со дна озера овчинную цигейку, фрагменты свитера и расстегнутый командирский ремень, что позволило надеяться обнаружить останки летчиков. 25 января поисковики и водолазы из Великого Новгорода продолжили работы над местом гибели бомбардировщика. Со дна озера удалось поднять фрагменты самолета, самыми крупными из которых были кислородный баллон и дюралевые детали обшивки. Во второй день экспедиции был обнаружен рулон широкоформатной пленки, который позволил предположить, что самолет принадлежал 72-му пикирующему бомбардировочному авиаполку. Так же удалось найти парашютную сумку, в кармашке которой лежала свернутая записка, по которой удалось установить даты переукладки парашюта: 08.01., 09.02., 09.03.42. Переукладки исполнил боец Ковтун.

- Глубина свыше 11 метров, слой более полуметра, почти нулевая видимость не позволяли применить археологические методы работы с использованием гидроразмыва или послойного отбора материала, - рассказал пресс-секретарь поисковой экспедиции «Долина» Игорь Свинцов.

Членами отряда «Находка» при поддержке московского поисковика Александра Панкратова был изготовлен грейферный захват, который погружался на электролебедке с помощью построенной вышки. Первые же погружения грейфера привели к подъему частей парашютной системы и кусков масляного радиатора. На следующий день удалось поднять части меховой летной куртки и гимнастерки с останками воина. В застегнутом кармане обнаружили удостоверение личности погибшего, а на петлицах воротника малиновые треугольники старшего сержанта. В графе «подпись владельца удостоверения» четко значилось - Н. Черный.

Обращение к конспекту архивных документов, а также консультация известного специалиста по ВВС Ильи Прокофьева позволили определить личность погибшего. В оперативной сводке 72-го пбап упомянута боевая потеря Пе-2 (номера самолета и моторов не указаны), которая произошла 9 мая 1942 года в районе озера Велье. Причина падения самолета осталась неизвестной. В других исследованных архивных документах упоминания этой боевой потери нет. Экипаж самолета - лейтенант Мишин, ст. лейтенанта Галушкин, ст. сержант Черный. Причем офицеры остались живы, а погиб только воздушный стрелок-радист старший сержант Черный Николай Александрович, 1916 г.р., уроженец г. Клинцы Орловской (ныне Брянской) области, призванный Мглинским РВК.