Мастера новгородские: Станислав Сорокин. С любовью к бересте

Береста и Новгород так прочно связаны между собой в нашем сознании, что в обратное и поверить трудно, а ведь в своё время ремесло работы с берестой на Новгородчине было утеряно. И родоначальниками его восстановления в Новгородской области, по словам ведущего методиста мастерской плетения из бересты Новгородского областного Дома народного творчества Ларисы Александровны Ильиной, стали братья Виктор и Станислав Сорокины из Малой Вишеры.

Интерес к работе с берестой вернулся и постепенно стал довольно массовым в трудные 90-е из соображений утилитарных – уж очень непросто было тогда выживать, и  изготовление сувениров из бересты элементарно кормило людей.

Большинство тех, кто работает с берестой, и сейчас занимается берестоплетением на поток, и только единицы вырастили это ремесло в настоящее народное искусство. К таким вот редким мастерам и относятся народные художники Виктор и Станислав Сорокины. Братья развивались параллельно, и каждый из них – мастер с яркой индивидуальностью. Сегодня наш рассказ – о младшем из них Станиславе Ивановиче Сорокине.

Станислав Сорокин работает не с наиболее распространённым берестоплетением, он мастер довольно редкого направления – пластовой бересты.

I

Родился Станислав Иванович в 1946 году в деревне Плоская Маловишерского района, берестой начал заниматься с 1991 года, до этого много лет работал на заводе художником-оформителем:

– Это мне очень пригодилось. А вообще-то склонность к народному ремеслу где-то в генах теплилась. Мой дедушка Лёша был знаменитым в Маловишерском районе мастером, делал крестьянскую утварь: плёл лапти, корзины, делал косовища, грабли.

Станислав с детства очень любил рисовать, вырезать узоры на ивовых палочках: студия рисования в деревенской школе, стенгазета и «пошло-поехало».

И «доехало» до того, что теперь Станислав Иванович Сорокин – народный мастер России, член Союза художников России и Международной Ассоциации изобразительного искусства при ЮНЕСКО, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, участник 80 выставок: от районных до всероссийских и зарубежных.

- Все эти звания пришли сами собой, - говорит Станислав Иванович. – Я и не думал о них, просто делал своё дело.

Основа изделий мастера – цельные берестяные пласты, плетёнка – лишь один из многих способов декора. Разнообразие оформления произведений Станислава Сорокина просто поражает, при этом фантазия автора идёт рука об руку с чувством меры – слишком хороша береста сама по себе:

- Иногда так удEлают бересту, что она уже не на бересту, а на пластмассу похожа. А зачем? Береста – такой богатый материал.

В этом убеждаешься без слов – стоит посмотреть на «банк» образцов бересты, висящий на стене в мастерской Станислава Ивановича. Воистину, природа – лучший художник!

III

Есть, например, береста с наплывами – она, по мнению мастера, вообще не нуждается в декорировании: тут и белые цвета, и фиолетовые, и охра разных оттенков. Чуть-чуть подтонировать и всё. От туесов с верхней «рубашкой» из такой бересты глаз не отвести! (На фото справа).

IV

Вообще все идеи декора изделий – это авторская выдумка мастера. Тут и тиснение (для которого веточки, травинки кладутся на бересту под пресс, и получается на туеске кусочек луга), и плетение орнамента «по дырочкам», и обвязка еловым прутом…

V

- Я свободен и работаю без оглядки, не люблю никого копировать, - говорит о себе мастер. – Наоборот, постоянно экспериментирую. Вот сейчас опять уже как-то тяготит – хочется сделать что-то новое.

Конечно,  есть в работе с берестой определенные технологические каноны (швы, сборка), и Станислав Иванович их придерживается, но очень многое он привносит сам и таким образом не просто сохраняет традицию, а развивает этот вид народного искусства. Например, одно из последних ноу-хау Станислава Сорокина – изделия вообще без оплётки*: дно и крышка вставляются внутрь корпуса и закрепляются с торцов деревянными штифтами.

VI

– Эти заклепки – моя технология, мой стиль. Никакого клея, никаких шурупов, совсем немного инструмента. Плюс чистая береста, не забитая декором, с минимумом искусственных вторжений. Вот это интересно!

Одна из техник декорирования, которой Станислав Иванович только начал заниматься – роспись точечным орнаментом, которая позволяет строить любые композиции: животных, людей, растительный орнамент, геометрический. Это чем-то напоминает вышивку крестиком на рушниках. «Главное, чтоб не было перебора», – делает ремарочку мастер.

VII

На вопрос, откуда он черпает идеи, Станислав Сорокин отвечает так:

– Сама природа подсказывает. Я был с детства любознательным, любил ходить в лес один: там следы зайца найдешь, там птичка пролетит, всё это осталось в памяти. И сейчас пойду в лес за грибами и обязательно найду какой-нибудь сучок, корягу интересную. Обрабатываю их чуть-чуть, и получаются такие природные скульптуры.

Лет 20 назад мастер как-то пошёл в лес и нашёл себе талисман – мышку.

IX

Несмотря на то, что берестяные изделия Станислава Ивановича – просто произведения искусства, все они – туеса, кувшины, сундуки, шкатулки – утилитарны, их можно использовать в хозяйстве. Туеса с внутренним слоем из сколотня** используются для воды, молока, кваса, а в тех, что содержат внутренний шов (замковое соединение), хранят сыпучие продукты. Береста не только удерживает температуру, но и обладает исключительными бактерицидными свойствами.

X

XI

А сундучки могут пригодиться, к примеру, девушкам для приданого.

XII

XIII

Есть и вовсе эксклюзивные предметы – например, хранится в мастерской Станислава Сорокина книга с рассказами и сказками Виталия Бианки, написанными на Новгородчине в Окуловском районе. Эта книга попала в руки будущего мастера в 4-м классе: «лежал на русской печке и читал, пока бабушка пироги пекла с брусникой, морошкой», а недавно Станислав Иванович сделал для неё переплёт.

XIV

Мастер настолько увлечен своим творчеством и фонтанирует идеями, что пообщавшись с ним да и просто увидев его, ни за что не скажешь, что ему уже за 70:

– У меня в душе не было сомнений никогда бросить своё дело, хотя были сложные моменты. Это моё абсолютно. Ради этого стоит жить!

Своей профессии Станислав Сорокин верен всю жизнь  и своих подопечных из студий академического рисунка и народного творчества маловишерского Дома культуры учит тому же:

– Я своим ученикам говорю: «Ребята, надеяться можно только на себя. Если вы выбираете профессию на всю жизнь, всё – идите, прям не сворачивая, а если есть сомненья – бросайте».

В своё время Станислав Сорокин в течение десяти лет занимался живописью на семинарах-пленэрах московского художника-авангардиста Николая Ротанова в новгородском Доме народного творчества, а теперь здесь проходит его персональная выставка. На выставке представлены как произведения из бересты, так и картины мастера: авторские произведения народного искусства и станковые работы. Они просты по композиции и объединены с народным творчеством колоритом и общей тематикой. Здесь этюды, зарисовки с натуры...

Впрочем, лучше один раз увидеть. До 7 октября у каждого из вас есть такая возможность в Новгородском областном Доме народного творчества на Бредова-Звериной, 14.

XV

Выставочный зал работает с понедельника по субботу с 10.00 до 13.00 и с 13.30 до 17.00. Контактный телефон – 8 (8162) 77-41-81.

*Оплётка в данном случае – технологически приём закрепления внутреннего слоя изделия с внешним посредством переплетения краёв берестяными ленточками и еловым корнем.

** Сколотень – это берестяной цилиндр, снятый со спиленного ствола березы целиком.

В мастерской Станислава Сорокина:

XVI

XVII

XVIII

XIX

В рубрике «Мастера новгородские» читайте также:

Мастера новгородские: Наталья Алёшина. Трепетность женских серёг

Мастера новгородские: Наталья Алёшина. Ода Марфе-посаднице

Мастера новгородские: Голубины. Доски, которые сами просятся в руки

Мастера новгородские: Вера Конева. Мифы и сказки из глины

Фото автора.