Мастера новгородские: Наталья Алёшина. Трепетность женских серёг

Побывав в мастерской Натальи Алёшиной, осмелюсь перефразировать героиню Лии Ахеджаковой из всеми нами любимого кинофильма: «именно серьги делают женщину Женщиной».
Безусловно, важен внутренний мир, состояние души, стать, походка… Но из всех внешних атрибутов, которыми украшают себя представительницы прекрасного пола, ничто не придаёт им женственности более, чем серьги.

И дело здесь не только в декоративной составляющей. Наталья Алёшина – новгородский мастер-прикладник в третьем поколении, член Гильдии ремесленников Великого Новгорода и Союза дизайнеров России – в этом вопросе профи, ведь её основная прикладная специализация – украшения в древнерусском стиле.

С одним из направлений творчества Натальи Генриховны мы уже знакомили вас, рассказав о её коллекции русского традиционного костюма «Краса и сила Земли новгородской». А сегодня речь пойдёт о её главном ремесле:

- Создавать из ничего нечто – это моя насущная ежедневная физическая потребность, а серьги – это мой любимый женский аксессуар.

Наталья не просто мастер, она – исследователь. В свое время она окончила Ленинградский университет, где профессора старой закваски научили своих студентов глубоко исследовать тему, используемую в работе, в творчестве.

- Мне всегда интересно докопаться до самых корней, - говорит Наталья. – Так вот, серьги в древней Руси были обрядностью, обязательной для исполнения.

По словам Натальи Генриховны, с древности серьги были закодированной информацией, этаким «паспортом» русской женщины. Женщина не имела права выйти на улицу без серёг. Первые серьги девочка получала примерно в 5 лет от своего отца – эти серьги она хранила до своих последних дней. Самые «пышные» серьги носила женщина, наиболее наполненная ярью – энергией зачатия, энергией продолжения рода. И, конечно, самыми шикарными были серьги свадебные. Ну а с возрастом женщины носили всё более скромные украшения.

У Натальи Алёшиной 6 авторских прикладных познавательных проектов, и наиболее любим ею проект «Слово о русских серьгах», который включает историю происхождения серёг, особенности ношения, сакральную символику, разнообразие. В прикладной части проекта Наталья своими  руками воссоздаёт линейку серёг разных эпох, начиная с височных колец IX века и заканчивая серьгами-бантами и прочими более поздними формами украшений. А познавательная часть доступна всем желающим в мастерской «Синь-колодец».

В мастерской 1

О серьгах Наталья Генриховна говорит с упоением, цитируя стихи своей подруги Ирины Боязитовой:

Веками серьги женские, качаясь, льнули к локонам.
Плескалась в них блаженная пыль звёздная, далёкая.
И чары притяжения в глазах мерцали с силою,
Тряхни серьгами, женщина – ты дерзкая, красивая.

Неслучайно от украшений работы Натальи Алёшиной просто глаз не отвести.

Серьги Марфа

Идеи мастер черпает «из поля потенциальных возможностей». Вдохновить её могут, например, узоры росписи стен в Софийском соборе, пряжки на чужих туфлях, детали на окнах, какие-то завитки.

- Но в основном я стараюсь обращаться к истории. Зачем изобретать велосипед, если он до меня уже был 100 тысяч раз придуман? Я, конечно, периодически изобретаю какие-то детали велосипеда, - смеётся Наталья. – Но мне очень хочется повторять удивительные формы, насколько хватает умений.

Если присмотреться к украшениям работы Алёшиной, можно заметить, что камни в них неидеальной формы, и это намеренное «несовершенство». В средневековых украшениях не было идеальных ровных форм. Все камни, все бусинки были неправильной формы: или сплющены, или со сколотыми углами, например. И такие элементы создавали неповторимость, уникальность изделия.

Серьги Марфа 1

В изделиях же многих современных ювелиров, реконструирующих средневековые украшения, сразу виден новодел, и в первую очередь из-за бусин идеальной круглой формы.

- У древних мастеров каждый камень был непонятной конфигурации, недостаток камня они превращали в достоинство. И именно из этого складывается трепетность серёг.

Трепетность – ну как сказать более проникновенно? В этом вся Наталья Алёшина, не просто любящая своё ремесло – живущая им. О себе говорит скромно «стараюсь работать, как древние мастера», а на самом деле именно так и работает. Из огромного количества камней, которые ей встречаются, выбирает сложные неправильные формы. Оттого и складывается ощущение старины, аутентичности её изделий.

Особенно это ощущается в обережных украшениях с керамикой.

-  Мне всегда нравилось работать с глиной, керамика позволяет мне реализовать мои творческие потребности: то, что мой отец делал в металле, я делаю в глине. Птицы, звери, растительные орнаменты – это всё реализуется в обережных украшениях.

Такие украшения, конечно, в некоторой степени эклектичны, так как делаются не для реконструкторских фестивалей, а для современных женщин. Однако, начинается всё опять же с исторических исследований, когда мастер «откапывает» какой-нибудь интересный полузабытый образ. Затем Наталья его трансформирует, врезает печать в глине, формует подвески, облекая их в образ удобоваримых для нашей современной жизни украшений. Далее идет обжиг и чернение. Получившиеся керамические элементы включаются в украшения наряду с лазуритом, хрусталём, аметистом, яшмой, бирюзой, сердоликом – то есть именно теми камнями, которые использовали мастера древнего Новгорода.

Обереги

- Стараюсь в первооснове быть ближе к «тексту», позволяя себе минимум вольности, минимум отсебятины, насколько это возможно в такой переработке.

В 2010 году коллекция изделий из керамики, созданная Натальей Алёшиной на основе обережных украшений IX-XIV веков, была удостоена диплома самого высокого ранга на неделе этнической моды в Париже.

Есть в арсенале Натальи и чисто реконструкторские вещи. Например, трехрядные бисерные старорусские бусы – абсолютная, очень реалистичная копия бус, найденных на раскопе в Старой Руссе. Они состоят из сфер, оплетенных желтым бисером и соединенных практически в живую сущность.

Старорусские бусы Даша

Одной из любимых форм украшений Натальи Генриховны стала гривна. Изначально это был мужской статусный атрибут, давался за заслуги в качестве награды, какое-то время был эквивалентом денег. Но позднее эта форма стала использоваться и в женских украшениях. Гривны в современном прочтении – это ожерелья в виде шейных колец из камней с фурнитурой.

Фиолетовая гривна

Серебрянная гривна

Однако и на этом Наталья не остановилась. Одна из последних её разработок – текстильная гривна. Такие вещи очень хорошо сочетаются с льняными платьями, со свитерами грубой вязки. Ноу-хау Натальи Алешиной оценили даже жители Аляски, увезя с собой 8 экземпляров текстильных украшений.

Текстильная гривна Даша

Так, в постоянном творческом водовороте Наталья Генриховна Алёшина создает украшения, незримой нитью связывающие нас с традициями наших предков. И не дает ей покоя «чип», поставленный при рождении, «родовой прикладной код», передаваемый из поколения в поколение еще от прадеда – новгородского кузнеца, побуждая к созиданию.

- У каждого есть свое предназначение, но многие люди не выполняют своего «урока», потому что не знают, в чем он. Это не всегда просто. Иногда надо съесть пуд соли, чтобы понять, где твое место. Моё место – это ремесленничество, это деланье руками, прикладной творческий труд.

Точку в рассказе о новгородском мастере поставить не решаюсь. Пожалуй, пусть будет многоточие. Ведь неизвестно, куда еще «занесёт» Наталью творческий зуд – сейчас, например, она пробует резать по камню при помощи подаренной ей б/у бормашины. Главное, пусть все её начинания приносят ей радость, а чудесные серьги, ожерелья и подвески работы Натальи Алёшиной находят своих счастливых хозяек…

В рубрике «Мастера новгородские» читайте также «Наталья Алёшина. Ода Марфе-посаднице»

А мы и дальше будем знакомить вас с мастерами Новгородчины.

Комплект с жемчугом Даша

Руки мастера Даша

Новгородские бусы Даша

Фото № 1, 6, 9, 10, 11, 12  - Дарья Белоусова

Остальные фото предоставлены Натальей Алёшиной

Мастера новгородские: Наталья Алёшина. Ода Марфе-посаднице

Мастера новгородские: Станислав Сорокин. С любовью к бересте

Мастера новгородские: Голубины. Доски, которые сами просятся в руки

Мастера новгородские: Вера Конева. Мифы и сказки из глины