Гость «ВН» - поэт из Питера Иван Пинженин

Недавно на новгородской «Библионочи» в библиотеке «Читай-город» выступил поэт из Санкт-Петербурга Иван Пинженин. Меня очень заинтересовало его выступление, захотелось пообщаться с Иваном и познакомить с его творчеством новгородцев. Побеседовать нам удалось уже в Северной столице.

- Иван, Ваше первое стихотворение было написано в 15 лет по дороге на дачу. О чём оно было? Что Вы почувствовали, когда написали его?

- Это было что-то вроде кавера на песню группы «Мумий Тролль» - «Морская капуста». Ощущения? Мне хотелось её всем показать: маме, папе, сестре, друзьям сестры… Я рад, что в моём детстве не было интернета, потому что сейчас пишут всякие, чтобы показывать, «пихать» и обижаться потом, когда их гонят куда подальше с их творчеством. Скажу так: единственное моё желание было со всеми делиться. Сокровенный момент для меня: стихи создавали далёкие от тебя во времени, мышлении, мироощущении люди, о которых читал в учебниках, и тут ты тоже пишешь стихотворение! Казалось, что ты сблизился с ними... Странное ощущение.

- Когда Вы серьёзно занялись поэзией? Кто был Вашим учителем?

- В Екатеринбурге у моих друзей были учителя, наставники, выступающие в роли редакторов и корректоров. У меня такого человека не было и нет. Хорошо это или плохо, я не берусь судить, но мне кажется, я учился и учусь, возвращаясь к себе прошлому, смотря на себя настоящего и читая других авторов - современных и не только.

- Кто из поэтов произвёл на Вас самое сильное впечатление?

- Выделить кого-то одного мне сложно, как и выделить любимую песню, книгу, фильм. Есть какой -то перечень, который мне нравится, но, в то же время, он не всегда может быть актуальным. В разные моменты ты обращаешься к определённым произведениям, когда тебе хорошо - ты читаешь одни стихи, когда плохо - то другие. Но всё же мне очень нравится Андрей Родионов из современных авторов. Дмитрий Воденников… Правда, он для меня «сладкий», а много сладкого я не люблю.

⁃ В одном из интервью Вы упоминали Маяковского. Что Вам в нём нравится?

⁃ Мне нравится в нём подача и тот мир, который он вокруг себя построил. Чем взрослее я становлюсь, тем больше Маяковский меня восхищает как образ, как личность. Но в то же время, мы немного отдаляемся - мне становится не настолько близко то, о чем он писал.

- Где Вы черпаете идеи будущих стихов?

⁃ Идеи беру из общения, наблюдения. Процесс необычный. Неизвестно, что может тебя поразить, вдохновить. Я стараюсь больше внимания уделять тому, на что у людей обычно нет времени из-за плотного графика жизни. Стараюсь минимизировать работу: работаю только по выходным, чтобы в остальные дни мог заниматься, чем хочу.

- Что Вас вдохновляет? Кто Ваша муза?

- Моя муза, прежде всего, моя жена. Многие спрашивают что-то вроде: «Автобиографичны ли твои стихи?» Если бы они были автобиографичны, то мы бы встречались не здесь, в ресторане, а в каком-нибудь доме для душевнобольных. Поэтому многое в стихах от меня, от моей личной жизни, но не всё, далеко не всё.

- Опишите лаконично процесс создания стиха.

- Вдохновение, темнота, результат.

- По своему опыту сужу: когда есть вдохновение, то пишу за 15 минут, а порой сижу неделями.

- Это может длиться несколько месяцев, несколько лет. Ты можешь на одной волне написать несколько строчек, четверостиший, потом что-то происходит, и настроение, на котором ты начал творить, заканчивается. Можно схитрить, «привороваться», вставить конец из другого стиха, не на нужном градусе написать остаток. Я раньше этим грешил. Сейчас это неважно!

У меня много стихов лежит дома, которые я не выкладываю. Раньше для меня, когда я был маленьким, было важно всем показать стих и получить «фидбэк». Сейчас для меня важнее, чтобы стих настоялся, как коньяк. Когда я посчитаю, что он готов, тогда его обнародую. Но это не самоцель.

- Что для Вас значит быть поэтом? У Пушкина это роль проводника, у Лермонтова - мученика…

- Мне кажется, поэт - это как звонарь на колокольне. Ведь у Чехова был человек с молоточком, который должен время от времени напоминать. Всё, о чем пишут поэты, было уже сказано. Это всё цикличность, одни и те же идеи, но в разной форме. Думаю, иногда приходится какие-то позабытые ценности актуализировать для своего времени, своего поколения, самого себя.

Мы же не говорим словами из Библии, не цитируем в разговорах Пушкина и Шекспира. Нужно в первую очередь для себя пересказать эти слова понятным языком и вернуть понимание того, ради чего ты живёшь и ради чего работаешь!

- У Вас «ВКонтакте» стоит статус «Люди строят разные планы насчёт того, что называют жизнью. И ошибаются. По большей части в этом виноваты поэты». Вы считаете, что как-то влияете на людей своими стихами?

- Мне многие пишут. Недавно был просто какой-то шквал, люди благодарили, признавались, что мои стихи помогли им в какой-то сложной ситуации. Для меня это очень приятный момент. У меня тоже есть такие стихи и авторы, которых я читаю, когда мне плохо, и они могут меня вытянуть.

- Что значит для вас Ваше творчество? Хобби или нечто большее?

- Хобби бы я это не назвал. Практически вся моя жизнь заточена, подстроена под то, чтобы заниматься литературой.

- «Молодость в H&M», как по мне, лучшая Ваша песня. Какие впечатления вдохновили на неё?

- Это не песня. Это мелодекламация. Впечатления? Сложно вспомнить, не буду врать. Когда я читаю стихотворение со сцены, я больше не тот человек, который писал его.

Не могу понять, как люди, которые выстрадали все эти красивые слова, могут возвращаться в это состояние снова, каждый раз, когда они его читают? Я таким авторам не очень верю, считаю их больше актёрами, чем авторами. То состояние, в котором написано стихотворение, часто не самое хорошее, чтобы в него возвращаться.

- А если вспомнить Алексея Никонова -  он выступает со сцены как актёр или как поэт? У него очень эмоционально получается.

- Мы выступали недавно на одной сцене, это был фестиваль в Балтийском доме. Нас было пять разных авторов и пять разных подач. А зрителей было около 500 человек, и они группами по 100 человек ходили по разным залам, как барабан в револьвере, и попадали на одного из авторов. В подтверждение моих слов - Никонов устал, настолько выдохся, что на пятый раз не смог читать. Вот как раз потому, что сильно возвращается, пропускает через себя, это видно. Я не могу с такой подачей, как Никонов читать, наверное, психофизически. Это очень энергозатратно.

- Что планируется в ближайшем будущем?

- В мае выходит альбом проекта «Простывший пассажир трамвая номер 7». Это первое. Второе. С Любой Ригольбош (классный клипмейкер Урала) мы сделали несколько поэтически зарисовок. Я давно такого удовольствия от работы с киношниками не получал. Это будет безудержно! Третье - релиз с группой «Табу на танцы» из Тюмени. Интересный проект – три или четыре участника написали каждый по куплету на песню, связанную одним припевом. Проектов много. Осенью хотим поехать в тур, а там уж как получится.

Фото из личного архива поэта

С творчеством Ивана Пинженина можно познакомиться в его группе ВК