Как вы думаете, из чего делает такие игрушки боровичская мастерица?

Проект «Мастера»: Инна Евстифеева и её уютное творчество, помогающее жить

Продолжаем наш долгоиграющий проект, посвященный мастерам Новгородской области.

В прошлом году на Международном этнографическом фестивале-конкурсе «Ethno Art Fest» в Лондоне работа боровичанки Инны Евстифеевой получила Диплом III степени в специальной номинации «За сохранение традиций». А ее сын, Евгений Евстифеев, стал победителем Всероссийского конкурса «Редкая птица».

Наш корреспондент побывала в гостях у этой талантливой семьи.

Мокрая технология

Инна Евстифеева принимает меня дома. Ее уютная гостиная легко превращается в мастерскую по изготовлению эксклюзивных вещиц. Это неудивительно, ведь самые главные инструменты мастера мокрого валяния – это руки, мыло и вода.

- Процесс войлоковаляния в домашних условиях достаточно прост, если знаешь и умеешь, - знакомит со своим искусством мастер. – И в отличие от многих других видов рукоделия, валяние не является точным, предсказуемым процессом. Большая часть работы основывается скорее на «ощущениях», нежели на каких-либо предписанных правилах.

Инна размещает на столе полиэтиленовую выкройку внушительных размеров.

- Это форма классического жилета на 42-44-й размер, - удивляет меня собеседница. – При валянии объем шерсти значительно уменьшается, иногда до 80-ти процентов.

Шерсть укладывают с двух сторон, затем выкройка вынимают, а материал начинает сохнуть и «усаживаться» по задуманному автором замыслу.

- Это настоящий момент волшебства, - признается хозяйка дома.

- Наверное, этому сложно научиться?

- Любое ремесло можно освоить. Важно понимать, зачем тебе это нужно.

И в шутку, и всерьез

Инна Евстифеева создает в технике валяния из шерсти и картины, и одежду, и обувь. Рассказывает, что познакомилась с этим мастерством еще в детстве.

- Мы жили в военном городке, - вспоминает Инна.- Маме выдавали обмундирование. Что положено было по службе, она носила, но остальное служило материалом для творческих фантазий: рубашки расшивались розами, из шинелей кроились покрывала, из одеял и беретов - сумки, прихватки, всевозможные коврики. Но это никогда не было серьезным увлечением.

- А сейчас это всерьез?

- Я вообще несерьезно работаю, - говорит с улыбкой Инна. - Хотя на этот вопрос ты все время должен отвечать себе сам. Занимаешься ли просто творчеством, для себя, или работаешь на рынок, без которого тоже нет развития. Этот баланс трудно сохранить. Постоянно идет какой-то разрыв. С одной стороны, не хочется выполнять заказы исключительно на потребу дня, с другой – без продаж тоже нельзя. Это не только финансовый вопрос, но и не менее важный момент востребованности.

- Кстати, в последнее время отмечается рост популярности изделий ручной работы.

- Я так думаю, люди устали от штамповки и откровенного ширпотреба. Хочется индивидуального кроя, ручной работы. Отсюда и возрастающий интерес. И потом, вещи ручной работы – качественные, служат долго. Согласитесь, это как раз то, чего сегодня так не хватает.

Игра в куклы

Обращаю внимание на аккуратно расставленных на столике шерстяных кукол по мотивам народных промыслов. Правда, и дымковская, и романовская, и каргопольская игрушки, и русская матрешка, - все выполнены в серо-белых тонах.

- Это своего рода графическое отображение народной игрушки, - поясняет автор. - Я намеренно не использую традиционные для них цветовые решения. Просто так чувствую. Зато это дает людям дополнительный стимул к самостоятельному изучению своей культуры. На Всероссийском фестивале «Русь мастеровая», проходившем в Москве в декабре 2016 года, коллекция «Народные промыслы России» вызвала интерес у художников и коллекционеров.

Лечение искусством

По профессии Инна – учитель-дефектолог. Среди ее дидактических материалов для развивающих занятий шерсть занимает особое место.

«Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя - долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата, недостаточно показать и объяснить, как сделать. Нужно делать вместе с ребенком, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая.

В итоге тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые учатся доверять, а неусидчивые - направлять свою энергию в русло творчества», - делится наблюдениями моя собеседница.

Кстати, именно занятия творчеством послужили хорошим стимулом для социальной адаптации младшего сына Инны. Евгению сейчас двадцать. В силу особенностей развития устроиться на работу для него - большая проблема.

«Сейчас появляются интересные проекты и фонды, которые помогают адаптироваться родителям и маленьким детям. Но не менее важно заниматься с особенными детьми и потом, когда они вырастают.

В Петербурге много центров, дающих возможность выразиться молодым людям с особенностями развития. Открываются мастерские, где ребята осваивают интересное им ремесло, организуются выставки их работ. А это - востребованность, ощущение нужности обществу, окружающим людям. Вот что главное! Не только для инвалидов, вообще для каждого человека», - уверена Инна.

Птица счастья завтрашнего дня

В это время к разговору присоединяется Евгений. Парень охотно рассказывает о своих успехах в плетении из бересты. 

По совету учителя, известного в Боровичах берестяных дел мастера Татьяны Константиновой, о которой «Ваши новости» уже рассказывали, Женя решил принять участие во Всероссийском конкурсе «Редкая птица».

Это конкурс творческих художественных детских работ: рисунков, швейных и вязаных изделий, поделок из глины, - всего, что можно сделать своими руками.

Главное условие - изображение птицы: реальной, выдуманной или сказочной.

Женя сам придумал образ, изготовил так называемые шаркунки - традиционные русские погремушки из бересты. Затем сцепил их друг с другом, и редкая птица из фантазий воплотилась в жизнь.

«Нужно делать все, чтобы такие дети адаптировались, - говорит Инна Евстифеева. - К сожалению, инклюзия, в том виде, в котором она сейчас есть, эту проблему не решает. А вот центры по адаптации подростков или творческие мастерские, с возможностью создания рабочих мест, могут существенно улучшить качество жизни людей с особенностями развития».

В конкурсе, где участвовало более полутора тысяч работ, птица из бересты Евгения Евстифеева заняла первое место!

В настоящее время парень продолжает осваивать навыки берестоплетения. Одновременно занимается еще в одной мастерской в социальном приюте под руководством Светланы Мининой. 

Пробует проводить мастер-классы самостоятельно. Получается.

- Мнения могут быть разными, как и люди. Но в жизни, как и в ремесле, нужно иметь характер и умение отличать плохое от хорошего, - делится своими наблюдениями хозяйка дома. - Мне очень помогает моя жажда творчества. Общение с мастерами, увлеченными, творческими людьми. Что бы ни происходило вокруг, я буду заниматься любимым делом, чтобы быть счастливой. А теперь творчество делает счастливым и моего сына.

Фото из личного архива Евстифеевых

Куклы Инны Евстифеевой

Матрёшки

Варежки

Детский жилет из верблюжьей шерсти

Детское пальтишко