Кинорежиссер Алексей Учитель рассказал «Вашим новостям», чему его научил Новгород

Вчера в Санкт-Петербурге состоялась встреча главных редакторов СМИ Северо-Запада с кинорежиссером Алексеем Учителем. Она прошла в пресс-центре «ТАСС» в рамках форума «СеЗам».

В первую очередь, Алексей Ефимович рассказал журналистам о международном кинофестивале «Послание к человеку», президентом которого является уже несколько лет. В этом году на юбилейный, уже 25-й по счету, киносмотр прислали свои картины 86 стран! Но получается так, что за рубежом фестиваль знают лучше, чем в России. Режиссер надеется на сотрудничество с регионами Северо-Запада, возможно, Ассоциация СМИ обратится к губернаторам округа по этому вопросу. 

Очень интересным был его рассказ о новом грандиозном кинопроекте «Матильда», посвященном балерине Матильде Кшесинской. Представленный нам трейлер произвел серьезное впечателение на моих коллег, которые объявили режиссеру, что теперь будут ждать премьеры с «нестерпением» (именно так, с буквой «с», как написал в одну из редакций юный читатель). Но ждать еще целый год: официальная дата премьеры - 27 октября 2016 года.

О том, насколько масштабным и ярким будет фильм, свидетельствует, в частности такой факт: для него было создано более семи тысяч костюмов, причем Эрмитаж уже просит передать одеяния, сшитые для сцены коронации, в свою коллекцию.
А затем гость ответил на вопросы руководителей СМИ. Они касались представленного фильма, а также мнения Учителя о таких остросоциальных лентах, как «Левиафан», квотировании отечественных фильмов.

О квотировании он сказал так:

- Я очень хочу, чтобы российское кино смотрело больше наших зрителей, но квотировать в принудительном порядке, на мой взгляд, бессмысленно. Примерно 90% кинотеатров — частные, имеющие обязательства перед крупнейшими американскими кинокомпаниями. Заставить — нельзя, можно только договориться. Иначе эти 20% поставят в 6 утра, в 8 утра и в полночь — то есть формально они это выполнят, но прийти в такое время вряд ли кто сможет.

Мне кажется, надо делать такое кино, чтобы его смотрели. Понимаю, что говорю лозунги. Но это огромная проблема. Дело в том, что наше государство (я везде это говорю, особенно за границей удивляются) — уникально. Такой помощи кинематографу, как у нас, пожалуй, нет ни в одной стране мира. Практически все картины, которые снимаются в России, игровые и документальные тем более, все сняты частично или полностью за счет государственных средств. Такого нет нигде. Проблема в том, что после съемок необходимо, чтобы о картине узнали — а деньги на прокат выделаются минимальные. Проблемно распространить сведения, что у нас есть хорошее кино. Вот здесь мы очень часто проигрываем. Хорошая рекламная компания это 2-3 миллиона долларов, с учетом телерекламы, наружной, плюс вездесущий интернет. Надо придумать — трейлеры, плакаты, тизеры. К этому мы пока не способны. И это делает даже хорошее кино непробиваемым.

Второе: у нас очень мало фильмов-событий, больших постановочных картин. Их должно быть не одна или две в год, а пять-шесть. Вот следующий год будет хорошим, ждем несколько крупных картин — весной будет показан римейк фильма «Экипаж», на который все очень надеются, как на хорошее прокатное кино, будет наша картина «Матильда», а также исторический блокбастер «Дуэлянт», фильм «Ледокол», а под Новый год выйдет масштабная картина «Викинг».

Кроме того, у нас очень мало дебютов. В год государством финансируется 8-10 дебютов, а должно быть 20-25. Это проблема притока. Есть способные ребята, но они не могут пробиться, и их сразу захватывает телевидение, они уходят в сериалы и там оседают.

В свое время я предлагал организовать в Петербурге дебютный центр, чтобы молодые режиссеры, сценаристы, актеры знали, куда идти. Но, к сожалению, эта идея так и не воплотилась в жизнь.

Рассуждая о современном российском кино, Алексей Учитель сказал и о том, что у нас часто снимают «экранизации анекдотов» с телезвездами, а институт кинозвезд утерян.

- Если вспомнить 70-е, 80-е годы, сколько имен можно назвать! Смоктуновский, Ливанов, Папанов... человек тридцать блестящих актеров. А сейчас? Машков, Миронов... дальше сложнее, сложнее. Это страшновато, при том, что актерское качество в России высоко до сих пор.

«Вашим новостям» тоже удалось задать вопрос, я спросила Алексея Ефимовича о будущем детского кино в России, о том, возможно ли его возрождение.

Он ответил так:

- Будущее у него, конечно есть. Кстати, у нас сейчас есть потрясающий спектакль, который поставил в Театре наций у Евгения Миронова американский режиссер Уилсон. Это «Сказки Пушкина». Гениально! Если бы такое перенести в кино, было бы здорово. Но мы смотрим сказки, которые еще Птушко ставил, 40 или 50 лет назад. Сказки снимать дорого, а сейчас тем более — технологически много компьютерной работы. А из сюжетных... В этом году я был на Кинотавре председателем жюри и посмотрел просто фантастическую картину для подростков «14 плюс». Добрая, точная, там все есть. Она о четырнадцатилетних. Очень хорошее кино, а в прокате пройдет незаметным. Вот уверен в этом! Если уже ни прошло...

Сейчас у нас снимается фильм «Ермак» - современная история о том, как подростки ищут сокровища Ермака. Это приключенческая картина. С детским кино сложно. На него, кстати, выделяются отдельные средства в государственном кинематографическом бюджете. Но пока с этим плохо, потому что надо снимать кино очень дорогое, а у нас есть стандарт, остальные средства надо привлекать. Российское кино убыточно. Окупается 2, 3, максимум 5 фильмов. Это беда. Должно быть наоборот.

Ответив на вопрос, Алексей Учитель неожиданно продолжил разговор со мной.

- Вы ведь из Великого Новгорода? Так вот свой самый первый фильм... Когда я только закончил институт, мне поручили снять ответственную картину на моей родной студии документальных фильмов, на которой я вырос и обрел себя. Так вот, была такая серия «Десять минут по СССР», это был фильм без единого слова, видовой. Думая, что идеологически это легко, меня отправили в Новгород. Мы сняли очень красивый фильм, он до сих пор существует, «Имя ему Новгород» называется. Широкоэкранный, мы там чудили и придумали массу всего.

Сняв картину, я приезжаю в Госкино России (тогда сдавали фильмы в Госкино России и Госкино СССР). Там меня спрашивают: «А вы его в ленинградском обкоме партии показывали?» «Нет». «Надо показать!» Возвращаюсь в Ленинград, директор студии везет фильм в обком партии, привозит, говорит, что все в порядке. Приезжаю в Госкино России. Мне говорят: «Хорошо» и дают акт. Приезжаю с ним в Госкино СССР. А там спрашивают: «А вы в новгородском обкоме партии его показывали?» «Нет». «Поезжайте«. Помню, я приехал, и я запомнил этого человека - был такой у вас секретарь, Антонов.  Огромный человек двухметрового роста, он посмотрел, очень долго смеялся, что меня направили туда. Тогда я понял, что жизнь режиссера не самая сладкая даже по таким простым вещам...

Фото 1: https://cinemate.cc/person/46316/ (по этой же ссылке можно прочитать о фильмах Алексея Учителя)