Культура

Новая победа русского арт-хауса в Каннах: ученица Сокурова сняла фильм про «девушку-аутсайдера», терроризируемую отцом и мечтающую сбежать из России

Вот и дождались. Наконец, еще один русский фильм отметили на престижном западном Каннском кинофестивале. Казалось бы, самое время порадоваться! После фиаско российских футболистов на Евро-2020 и приближающегося провала участников Олимпиады в Токио (наших спортсменов уже заранее начинают снимать с соревнований за допинг) – хоть какая-то отрада и удача.

Кстати. О чем же эта самая лента «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, получившая гран-при программы «Особый взгляд»?

«Награда присуждена за фильм «Разжимая кулаки» – о девушке-аутсайдере, которая живет в маленьком городке в Северной Осетии и мечтает оттуда уехать».

В общем-то сразу всё ясно. Очередной шедевр про, как изящно и точно выразился однажды Владимир Мединский, «рашку-говняшку», свалить из которой хочет примерно каждый второй перспективный житель страны. Посыл очень точно считали в Каннах и выписали заслуженную награду – салатницу, шампанское или Золотую Улитку, как там у них это называется?

Подождите. Но неужели все так просто, кондово, однобоко и тупо? Не может же такого быть, чтоб очередной «Левиафан». Вот, написано же:

«Кира Коваленко – выпускница знаменитой экспериментальной мастерской Сокурова в Нальчике, попавшая под патронаж Александра Роднянского».

Значит, может.

«Патронаж Александра Роднянского» – это, поясним, режиссеры Андрей Звягинцев и Кантемир Балагов. Первый считается лучшим последователем Андрея Тарковского на Руси и был признан журналом «Бюллетень кинопрокатчика» главным русским режиссером десятых, а Forbes включил его в список «тридцати самых перспективных европейцев до 30 лет».

Второй – ученик (и косплейщик) Александра Сокурова и падаван Яна Вермеера – сейчас работает над пилотом сериала по мотивам серии игр The Last Of Us для целого HBO. Первый снял галерею картин про русских уродов (мстительная и жадная Елена из «Елены», предатель Роберт из «Изгнания», безвольный алкаш, его друг-предатель и изменщица-жена, поп-коррупционер в «Левиафане», меркантильный эгоист Борис из «Нелюбви»), второй – фильм «Дылда» про жизнь и любовь лесбиянок во время блокады Ленинграда: там есть и эвтаназия, и убийство малыша, и припадки, и погибший муж героини, и фиктивное осеменение (!). Словом, все, что нужно знать про героизм советских граждан в условиях голода на Великой Отечественной.

Это мы к чему?

И Звягинцев, и Балагов – птенцы гнезда Роднянского. Их артхаусный, скажем так, взгляд на жизнь в нашей стране был бы никому не нужен, как и миллион подобных картин, снимаемых протестующими выпускниками ВГИК каждый год. Но влиятельный продюсер – совсем другое дело. Он решит и обкашляет вопросики, договорится, с кем надо, сделает звоночки, пристроит фильмец в программу Каннского фестиваля.

Теперь к паре присоединилась Кира Коваленко. Полку наших новых надежд прибыло. Тоже сокуровская мастерская, то же продюсерство, тот же фестиваль. Отработанная схема. Конвейер по производству русофобских поделок работает бесперебойно: идея – сценарий – режиссура – продюсер – фестиваль. Приз готов. И Коваленко, напомним, и Звягинцев, и Балагов были отмечены в Каннах.

Имя главной героини картины «Разжимая кулаки» – Ада (Милана Агузарова). Ну вы поняли, нет России без ада. Ведь спятивший папаша Заур (Алик Караев) отобрал у неё паспорт и терроризирует, лишив свободы: отвозит на работу и забирает с работы на старой «Ниве». Никуда больше не пускает. Старший брат успел сбежать в Ростов, младший – умственно отсталый. Конечно, Аде хочется любви, но ходит она замотанной по нос в спортивный костюм, даже когда очень жарко – дело происходит в североосетинском шахтерском городе Мизуре, где летом стабильно за +30 – и затухает в тиранической власти отца, строя планы побега. Ну вы знаете, этот Кавказ…

А если шире: типичная такая Россия, что во внешней политике, что во внутренней.

Тонкая метафора, правда?

То-то!

Это вам не Сарик Андреасян, это сокуровские полутона, тарковские светотени.

Только посмотрите, КАК выстроен кадр: железо сетки-рабицы а-ля колючая проволока, отцовская «Нива», пристально глядящая за укутанной и полностью закрытой красивой девушкой. А за спиной «С Новым годом!». Фиолетовое пятно на безысходном и бесконечном сером фоне России.

Блеск же.

Есть картины Юрия Быкова, Натальи Мещаниновой, Алены Званцовой, Петра Луцика, Сергея Лобана, Сергея Мирошниченко и других режиссеров, безусловно переживающих за Россию – но эти работы никогда не возьмут в Канны, Берлин и не номинируют на «Оскар», как Звягинцева (Мирошниченко получил «Эмми» в далеком 1999 году за эпохальную документалку «Рожденные в СССР. Четырнадцатилетние», то есть более 20 лет назад, в прошлой жизни). Некому лоббировать. Да и посыл не тот.

А есть фильм режиссера Дэвида Френсиса Welcome to Chechnya о спасении геев, сбежавших из Чечни, получил награду на Берлинале. Американец снимает картину про чеченских гомосексуалов – что может быть документально правдоподобнее?

А еще есть картина французского режиссера Река Валерика «Тихий голос»: она посвящена бойцу MMA Хаважу, сбежавшему из Чечни из-за гомосексуальной ориентации. Гран-при российского «Артдокфеста». Вуаля.

Или вот еще случай: в программе Каннского фестиваля показали фильм эмигрировавшего в Германию украинского режиссера Сергея Лозницы (автор фильмов «Майдан» о печальных событиях в Киеве, «Государственные похороны» о высмеивании прощания со Сталиным, «Донбасс» о героических «воинах добра» из АТО и проч.) «Бабий Яр. Контекст», в котором помимо прочего показано, как «по решению советских властей Бабий Яр, место убийства десятков тысяч людей, заливают дерьмом».

Этот режиссер считает, что «Крым надо отдать», а российские реалии – это отсутствие закона, отсутствие личности, неуважение к человеку. А вот на Украине после кровавого майдана (и смены президента раз в сезон) «взошел человек и уважение к нему» и наступила эра гражданского общества.

Ну а что? Европе требуется такая документалистика. Там такое нужно.

Потому что есть определенный шаблон, по которому это работает. Схема сюжета и посыла фильма. Там не должно быть надежды, не должно быть объема и многослойности, не должно быть привлекательных русских людей.

«Красивая картинка» (желательно передрать у известного режиссера) должна быть снабжена довольно кондовым (иногда даже бессвязным, как у Балагова) нарративом, в центре которого апокалиптичная и перманентная, и давящая холодная российская Безысходность. Ту, которую организовал сами-знаете-кто.

Вот тогда в Каннах посмотрят с удовольствием. Вот тогда оценят оригинальный киноязык. Считают месседж. А если еще будут прозрачные намеки с отсылками к геополитической повестке, как в картине «Разжимая кулаки», где старший брат героини сбегает не куда-нибудь, а в Ростов (к Виктору Януковичу, видимо), то и приз выпишут. Высокохудожественная торговля родиной на экспорт – выгодное дело.

P. S. Справедливости ради стоит отметить, что снайперское выражение Мединского про «рашку-говняшку» относится и к фильмам, выходящим при поддержке Минкульта РФ. Парадоксально, но факт.
Ровно такой же несмотрибельный псевдопатриотический шлак – про историю («Зоя»), а точнее надругательство над ней: смотреть строго в обзоре блогера Badcomedian или историка Клима Жукова, про пошлую любовь в Крыму («Крымский мост»), про наш ответ голливудским «Стражам Галактики» («Вратарь Галактики» – фильм, за который Фонд кино требует от создателей вернуть в казну 191 миллион рублей), про наш ответ голливудским «Мстителям» («Защитники»), про танкистов из компьютерной игры («Т-34») и так далее. На государственном уровне, увы, мы пока еще не научились снимать конкурентное качественное и самобытное русское кино. Вроде и Гоша Куценко с Сергеем Безруковым ушли из большого кино в сериалы – и все равно ничего не меняется.

Автор Егор Шилов

Егор Шилов

Тайный автор «Ваших Новостей". Самый злой. Родился давно, живёт долго, никого не любит.

Recent Posts

Афганка, да повеселей

Дату введения хаба в эксплуатацию он не назвал

17 минут ago

Христианские чудеса Страстной недели

33-летие отметила на Донбассе

22 минуты ago

Такие войны могут закончиться только договоренностями

Прямо сейчас обе стороны борются за наиболее выгодную позицию перед потенциальными переговорами

26 минут ago

Си Цзиньпин затаил дыхание: выдаст ли МУС ордер на арест Нетаньяху?

Как может измениться мировая геополитическая конъюнктура, если израильский премьер попадет в списки военных преступников

14 часов ago